Не секрет, что в России 2023 года немало проблем. И так уж вышло, что проблемы политические (и военные) стали важнее проблем социальных. Из-за событий в Украине мы почти перестали говорить о том, что разлагает наше общество изнутри — и нет, это не происки проклятых США. Одной из главных проблем остается домашнее насилие.
В России оно по-прежнему не считается серьезным преступлением. Агрессор может безнаказанно изматывать свою жертву, и ей не поможет никто, включая правоохранительные органы. Хотя жертвами домашнего насилия ежегодно становятся сотни тысяч россиян (и это не только женщины), в России эта тема из года в год продолжает считаться «не актуальной». В том числе потому, что домашнее насилие рассматривают как часть «семейной политики».
Нам написал режиссер Олег Лазарев и предложил посмотреть его новую короткометражку «Праздник». Фильм доступен на YouTube, хронометраж — 20 минут. Может показаться, что этого мало, чтобы осветить столь тяжелую и объемную тему, и все же у Лазарева получилось хорошее и простое кино, в котором знающие тему что-то, но обязательно узнают.
Вот, как описывается «Праздник» на «КиноПоиске»:
Зритель не узнает, что связывает Жанну и Наташу, почему Жанна считает, что у ее подруги проблемы в семье и что это за слухи из описания. Фильм выстроен так, что зритель сам может домыслить все необходимое. И это работает. Жанна и Наташа — фигуры абстрактные, и, чтобы они приобрели глубину и смысл, вам нужно самостоятельно заполнить их своими чувствами, воспоминаниям. Или же чужими услышанными или прочитанными историями.
Жанна — это красивая, веселая и открытая девушка. В ней чувствуются живость и огонь. Наташа же кажется ее полной противоположностью. Вскоре зритель понимает, что это не обычное состояние Наташи, и Жанна, зная причину, пытается ей помочь.
Наташа замужем за «хорошим мужем» (в понимании большинства). Ее муж симпатичен, хорошо зарабатывает, любит жену (эта любовь проявляется, как в устаревших анекдотах, исключительно в виде подарков) и даже выполняет работу по дому. Ну чем не номинант на звание идеального мужчины? Но странно — почему Наташа ведет себя так, словно ступает по минному полю? На вопросы она отвечает единственной фразой: «Не смей лезть в нашу личную жизнь!». Она боится говорить о том, что с ней происходит, и Жанна не может ей помочь, в том числе потому, что Наташа не может попросить у нее помощи.
Муж Наташи оказывается типичным абьюзером и «кухонным боксером», причем показан он не карикатурно. Это не тот абьюзер, что бросается с порога на свою несчастную жену без какой бы то ни было причины. У абьюзера из «Праздника» есть мотив, ужасно искалеченный, но, увы, довольно распространенный. Это абьюзер, который искренне уверен, что поступает правильно. Что женщина — слабое существо, которое нужно наставлять, иначе она ступит на порочный путь.
Женщины в глазах такого мужчины «все одинаковые», то есть проститутки, идиотки и обманщицы. А чтобы женщина не гуляла, не глупила и не обманывала, ее нужно держать в ежовых рукавицах, превентивно изгнать плохое окружение (то есть всех ее приятелей и хороших знакомых), а за любое надуманное подозрение бить по лицу. «Гулящие женщины», по мнению таких персонажей, иного не заслуживают.
Наташа оказывается женой человека, который якобы «хороший», но ее считает плохой (но он ее, конечно же, исправит). У нее не должно быть своей компании, там ее обязательно развратят. Подруга Жанна тоже кажется угрозой. Наверняка она, Жанна, «проститутка» и плохо повлияет на их высокоморальную семью. Наташа хочет погулять с друзьями и послушать музыку, но за это она заслуживает наказания, ведь она была в квартире, где был (о боже!) какой-то мужчина.
Наташа подавлена и постепенно только утверждается во мнении, что ее муж, возможно, в чем-то и прав. А значит, ей не нужно спасаться. Ее подруге ничего не остается, кроме отступить. Наташа все более погружается в «стокгольмский синдром», а что с этим делать, как спасти ее — непонятно.
Из-за этого «Праздник» оказывается не праздничным, а тягостным, ведь выхода из ситуации героини не видят.
Несмотря на то, что «Праздник» длится всего-то 20 минут, он способен вызвать эмоций не меньше, чем полнометражная лента. В том числе за счет скупой манеры съемки и приближенного к зрителю повествования. Герои не воспринимаются как вымышленные. Кажется, что наблюдаешь за жизнью знакомых, ну или смотришь качественный документальный фильм. Тем более приятно, что фильм снят (и написан) мужчиной. В нем есть так нужная нам сейчас скрытая чувствительность и сочувствие к героиням. Смотреть будет сложно тем, кто узнает в героях кого-то из своих знакомых. Можно сказать, что «Праздник» — это еще один кирпичик для создания нами здорового общества. Он способен осветить проблему, не скатываясь в крикливость и пафос. Порой тихая (и малобюджетная) искренность оказывается эффективнее дорогих и красивых проектов на сложную тему.