«Новороссия»: как в Историческом музее рассказывают о «навязанной украинизации» и российском Мариуполе

В сентябре 2023 г. Исторический музей решил идти в ногу со временем и испортить себе репутацию. Многие приближенные к власти успели очернить себя. Исторический музей решил не отставать и выкатил выставку «Новороссия». На ней рассказывают, что восточные части Украины никакого отношения к Украине не имеют и в нынешней войне виноваты… если верить выставке, виноваты советские власти. И лично Никита Сергеевич Хрущев, разумеется. Но обо всем по порядку. 

Фото: SOTA
Фото: SOTA

«Новороссия» открылась для обычного посетителя 6 сентября. Днем ранее был пресс-показ, но попасть на него могли лишь избранные. Сейчас же любой может подняться на третий этаж Исторического музея и заглянуть в зал 36. Спасибо, что доплачивать за это дополнительно не нужно – осмотр «Новороссии» включен в стоимость посещения всех залов Исторического (итого 400 рублей, если вы из РФ, не имеете льгот и покупаете онлайн). Посмотрим, что о своей актуальной выставке рассказывает сам музей (взято с официального сайта): «Впервые на площадке федерального музея при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представлен проект, который дает возможность познакомиться с историей обширного региона в Северном Причерноморье, вошедшего в 1764 г. в состав Российской империи. Присоединением Новороссии завершился процесс расширения территории российского государства в южном направлении.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

С этого времени начинает складываться особый исторический регион, формирование которого было тесно связано с решением геополитических задач…» Мог ли Исторический музей избежать падения в бездну отечественной пропаганды? Теоретически мог – если бы рассказывал только о прошлом «Новороссии», скажем, до распада Советского Союза. Но выставка явно делалась с расчетом на настоящее. Исторический музей должен быть ближе к народу. Поэтому получите и распишитесь: «После распада СССР в 1991 г. власти ставшей независимой Украины за короткое время прошли путь от концепции «Украина — не Россия» до «Украина — Антироссия», запустив процесс нацификации, милитаризации и вступления ее в НАТО. Термин «Новороссия» вновь вернулся в общественное пространство в 2014 г., в связи с острым политическим кризисом на Украине, когда под историческим названием «Новороссия» выступил конфедеративный союз Донецкой и Луганской Народных Республик». Естественно, главная цель этой «исторической» выставки – не столько рассказать историю, сколько вывернуть ее так, как сейчас правильно. И, стоит сказать, местами у организаторов получилось даже неплохо. Человек, плохо знакомый с историей «Новороссии» и вообще Украины, может и поверить.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

Выставка делится на три секции: «Новороссия в составе Российской империи»; «Новороссия в составе Украинской ССР»; «Новороссия в огне». Только попав в зал 36, можно заметить, что устроена «Новороссия» кое-как. Не то чтобы наспех. Кажется, организаторы получили план свыше, но слабо понимали, как его нужно реализовать. Секция «Новороссия в составе Российской империи» очень странна (впрочем, тут словом «странно» можно обозвать практически все). Здесь много текста – и, стоит отметить, в данной секции он более-менее нейтрален. Но вот экспонаты?.. Тут есть портреты всяких военных и политиков, которые были первыми генерал-губернаторами Малороссии.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

Есть экран, который показывает путь Екатерины Великой из Санкт-Петербурга в Херсон. Булава, что была подарена царю Ивану Алексеевичу послом иранского шаха Сулеймана Первого (?). Сабли и кинжалы Османской империи. Любопытно, конечно, но как-то неорганизованно. Впрочем, это самая достойная часть экспозиции. На османские украшения из золота приятно смотреть. Потом можно дойти до национальных костюмов греков и малороссов. Исторические справки пока что сохраняют нейтралитет. «Граница теперешняя обещает покой России, зависть Европе и страх Порте Оттоманской» – смотрит со стены на посетителя цитата из письма Екатерины Второй.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

В секции «Новороссия в составе Украинской ССР» проявляются первые серьезные признаки политического заказа. На эту тему, как оказалось, показать почти нечего. Выставили советские агитационные плакаты «Донбасс – сердце России» и «Украинцев и русских клич один – да не будет пан над рабочим господин!». Тут же можно полюбоваться на многочисленные военные награды (советские и времен империи), советский пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) и немецкий пистолет «Вальтер Р38» (??). За стеклом – «подарок от трудящихся Ворошиловграда советским военачальникам», а именно железные кухонные посудины с фамилиями и званиями Рокоссовского, Малиновского и Захарова. На другом плакате – типичные советские стихи, обращенные к рабочим: «В битве с врагами шахтерское слово/Скажет еще возрожденный Донбасс/Уголь заводам и фабрикам снова/Скоро Донбасс по-стахановски даст».

Фото: SOTA
Фото: SOTA

С экрана можно почитать и исторические статьи. Кажется, в них все изложено правильно – об окончании Первой мировой, о Брестском мире, об образовании УССР. Но навязчиво проталкивается мысль – что украинцев как нации нет, во всем виноваты ранние Советы и немцы. «Ленин никогда не упоминал о том, что вместе с Брестским миром советской России были навязаны границы Украины… На территории УССР было введено обязательное изучение украинского языка. Те партийцы, которые не были согласны с политикой украинизации, в качестве аргумента утверждали, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев… Насаждалось «украинское национальное самосознание».

Фото: SOTA
Фото: SOTA

В официальных документах и партийной печати произошла замена термина «малоросс» на «украинец». Не желавшие изучать украинский язык подпадали под административный нажим: их увольняли с работы… Руководителям, не сумевшим украинизировать подчиненных, грозило привлечение к уголовной ответственности… Один из ведущих специалистов по истории украинизации заметил, что за это время укрепилась взаимосвязь между этнической идентичностью и административным контролем над территорией». Стоит повторить, что авторы этих текстов не ставили себе цели нейтрально рассмотреть вопрос Украины и отдельно ее восточных территорий. Смысл этих исторических справок – доказать посетителю выставки, что украинский язык и сама национальность не были выбором жителей Украины – нет, людей заставили перейти с русского на украинский, их заставили называть себя украинцами, у них нет своей культуры/истории/самосознания, они – искусственное (и ошибочное) образование.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

Замечательно, конечно, размышлять о языке и самосознании нации, к которой ты себя не относишь. Скажут свое слово организаторы и о Крыме: близ вышиванки самого Хрущева повесят табличку со словами «Процедура передачи Крыма (по инициативе Хрущева) нарушала статью 16 Конституции РСФСР». Нужно полагать, это должно послужить объяснением, почему Крым снова оказался в составе России. О том, что Россия до 2014 г. была согласна с решением Хрущева, организаторы благополучно забыли. При желании любое руководство СССР/РФ прошлого века можно обвинить в нарушении всевозможных законов и конституций, некоторые до сих пор считают, что существует только СССР, а РФ как государство по закону существовать не может. Ну так и Крым был отдан незаконно и Россия имеет на него полное право.

Фото: SOTA
Фото: SOTA

Но главная секция, во имя которой все и делалось, – «Новороссия в огне». Наша современность, непонятно что забывшая в Историческом музее. «Мы надеемся, что уникальные предметы и документы из фондовых собраний Исторического музея и ведущих музеев, архивов страны помогут посетителям осознать глубокое историческое родство Новороссии и сегодняшней России и понять, почему так важна для нас эта земля. Важным и актуальным разделом выставки станут предметы, собранные на территории Луганской республики сотрудниками ГИМ во время командировки в зону СВО», — говорит Алексей Левыкин, директор Исторического музея. Что же нам привезли из зоны СВО? Несколько фотографий из восточной Украины, качество у них спорное. Доску с детскими рисунками, часы и игрушку со стадиона «Азов» в Мариуполе (ошибка организаторов: стадион называется «Азовец»).

Фото: SOTA
Фото: SOTA

Медицинский инвентарь из мариупольского родильного дома. Книгу Чехова из библиотеки Луганского кадетского корпуса. Осколки снарядов из разрушенной музыкальной школы. Разумеется, икону и крест. И (совсем уж внезапно) дорожный знак – тоже из Мариуполя. Зачем посетителю Исторического музея на это смотреть? Что он должен вынести из этого? То, что множество смертей – это вина Советов, которые заставили украинцев поверить в то, что они украинцы? Что кровопролитие закончится, если Украина перестанет быть Украиной? Что Россия продолжает дело Екатерины Великой? Или что?

Фото: SOTA
Фото: SOTA

На стенах Исторического – отрывки из дневника, который был обнаружен в бомбоубежище Мариуполя: «Сильные обстрелы с воздуха из сильных орудий. Отключили газ. Догорел последний и стали готовить на костре… С утра сильные обстрелы. Мила, Сережа и Паша с мастером поехали на склад и привезли макароны, сигареты, палочки и другие продукты… День тишины. Возможно, был коридор… но его не дали… Снова начались обстрелы, ближе к обеду. Сильно горело в районе заводоуправления». Поскольку авторство не указано, понимаем, что организаторы не спросили разрешения у автора дневника – и сомнительно, чтобы он согласился в этом участвовать. Считая, что они на стороне сильного, они берут то, что захотят, и выставляют в нужном для себя свете. Понимают ли они, что этим уничтожают многолетнюю репутацию музея? Хочется верить, что понимают и позже смогут внятно объяснить, зачем они это делали.

Фото: SOTA
Фото: SOTA