У Гая Ричи вышел новый фильм – «Министерство неджентльменских дел». Скорее всего, его покажут в России – ответственная за него компания Lionsgate в отличие от большинства крупных дистрибьюторов фильмов окончательно из России не ушла. На «КиноПоиске» так точно покажут – в мае. Прокатывать в кинотеатрах «Министерство…» планировали в апреле, но фильм в итоге так и не получил прокатного удостоверения. Есть мнение, что Гая Ричи решили не ставить в кинотеатрах, чтобы он не конкурировал с российскими фильмами в праздничном прокате (и, возможно, в кинотеатрах его выпустят одновременно с «КиноПоиском»). Или же кто-то счел его оскорбительным для показа аккурат к 9 мая. Россияне, дескать, признают только серьезный военный эпик а-ля переснятый «Мы из будущего», он же «Блиндаж» (в прокате с 25 апреля).
Стоит заранее сказать: «Министерство…» лучше типичных российских фильмов о войне за последние этак 10 лет. Поэтому, если у вас есть выбор смотреть отечественный военный фильм или новинку от Гая Ричи, то лучше смотреть Гая Ричи. Это, конечно, не делает «Министерство…» гениальным и даже хорошим фильмом. Просто в сравнении с тем, что из нового показывают в России к 9 мая, «Министерство…» – картина безобидная и не кровожадная (несмотря на большое количество крови). Этакое развлекательное кино, в котором хорошие персонажи убивают плохих, и, поменяй авторы нацистов на радикальных исламистов, например, в фильме бы ничего не поменялось. Это не историческое кино. Не кино о войне и нацистах/Сопротивлении. Это ни к чему не обязывающий боевик в знакомых декорациях, без претензий на уникальность и важные мысли. Простое и клишированное кино, которое можно смотреть, чтобы расслабить уставший мозг – сложного в сюжете нет, персонажи максимально упрощены. Вопрос в том, как в 2024 г. воспринимать такое легкомысленное, без претензий на высокое, кино.
В первые пять минут зритель догадывается, какой фильм был источником вдохновения для Гая Ричи – «Бесславные ублюдки». Это настолько очевидно, что даже не смешно. Понимая несамостоятельность своего «Министерства…», Ричи попытался свести показываемое к стебу. Получилось не очень. Допускаем, что фильм имел шансы стать пародией на военные фильмы, но не дотянули – в сравнении с «Бесславными…» лента Гая Ричи больше похожа на детский утренник. На высмеивание Тарантино тоже не похоже (а жаль, было бы интересно). Хотя заграничным критикам фильм скорее понравился (его свежесть на Rotten tomatoes составляет 75%). «Подход Ричи во многом основан на манере Квентина Тарантино, чьи персонажи задают тон большей части операции. Здесь есть красноречивые нацистские офицеры, чья очаровательная маска скрывает их жестокую натуру, и сногсшибательные красотки, которым предполагается их обхитрить, а возможно, и соблазнить самых худших из них» – пишет Variety. «Саундтрек приятен по звучанию, он еще и придает „Министерству“ нужный контекст. Это не серьезный военный фильм, а бульварное приключение, использующее реальную историческую основу для чистой сенсационности» – The Wrap. Ругают, впрочем, тоже – за нераскрытых героев, отсутствие интриги и плохое обращение с оригиналом.
Да, у фильма есть оригинал, а именно книга Дэмиена Льюиса «Министерство неджентльменской войны: Как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции». Говорят, что основано на реальных исторических событиях. Если смотреть интерпретацию Гая Ричи, кажется, что снимали по «секретным документам», украденным из шкафа Михалкова. В этом также недостаток «Министерства…» – уже упомянутый Тарантино снимал альтернативную историю и ничем не был ограничен, Ричи же снимал как бы по реальным событиям, но показываемое на экране по степени нереалистичности приближается к последним частям «Утомленных солнцем», «Сталинграду» Бондарчука, «Т-34» и иже с ними. Но без патриотического пафоса. Возможно, снять реальную историю на грани с тупой абсурдностью, но без призыва «за родину» – это отдельный талант, кто знает.
По сюжету у нас имеется несколько бравых ребят, которые как на подбор гениальные (и неубиваемые) воины, ну почти команда Сильвестра Сталлоне, только помоложе. Черчилль, премьер-министр Великобритании в 1942 г., собирает их на самоубийственную (на самом деле, нет) миссию, которая должна (разумеется) изменить ход Второй Мировой войны. Диверсанты должны уничтожить самые важные германские подлодки, попутно убивая всех попавшихся им на глаза немцев. Собственно, больше сказать о сюжете нечего. Есть в фильме и последователь Ганса Ланды (тут его безуспешно пытается сыграть единственный актер Германии Тиль Швайгер), и гротескная «роковая женщина», которая нужна лишь за тем, чтобы украшать столь непривлекательный мужской фильм (в этом смысле «Министерство…» очень устарело). Но все заявленные сюжетные линии можно благополучно исключить – ну не сюжетный это фильм. Главное – то, как красиво и легко хорошие парни пачками выкашивают плохих нацистов.
С точки зрения (художественной) истории, «Министерство…» – фильм некачественный. Несмотря на то, что сценарий писали аж четверо сценаристов (включая самого Ричи), у них не вышло ни связного сюжета, ни сколько-то любопытных арок персонажей. Героев зрителю не представляют, зритель почти ничего о них не знает (разве что об их национальности). И в остальном это сплошные клише, причем извлеченные этак из 90-х. Оценивать «Министерство…» как военный фильм вообще бессмысленно. Стеб у Ричи тоже сомнительный – фильму не хватает «черноты», злобы и актуальности, его приемы (опять же, позаимствованные у Тарантино и пародий нулевых) лишены авторского чутья, они просто существуют в отрыве от времени и обстоятельств. Разве что у Ричи получился неплохой боевик? Если вырезать из фильма минут 30 разговоров ни о чем и многозначительные взгляды Эйсы Гонсалес («знойная женщина, мечта нациста»), то это нормальный, то есть смотрибельный боевик. Нелепый, абсурдный и специально предсказуемый боевик – но выключить его не хочется. Ведь Ричи показывает зрителю то, что он обычно хочет (в боевиках) увидеть – непобедимых героев против сил зла, эффектную стрельбу, нереалистичные убийства и бессмысленные и беспощадные фразы типа «я не хочу уйти отсюда без корзины нацистских сердец». Главное – не анализировать происходящее, и хороший просмотр вам обеспечен.
Любопытно, может ли такое кино кого-то оскорбить. В России – наверняка. Возможно, оттого и с прокатом не получилось. Обычного зрителя, без претензий к военно-исторической достоверности, «Министерство…» разве что расстроит – от него хочешь больше, чем оно может дать. Но лучше бы его выпустили в наших кинотеатрах – без него в России в мае совершенно нечего смотреть. С художественной точки зрения – 4 Кристофа Вальца из 10. С точки зрения российского проката – бесценно.