В заграничном прокате вышел новый фильм Тима Бертона – «Битлджус Битлджус» (или «Битлджус 2»). Это продолжение классической ленты Бертона 1988 года и по-настоящему долгий и мучительный долгострой: режиссер хотел снять этот фильм с 1990-х, но получилось только теперь. Новый «Битлджус» наверняка понравится тем, кому за 30 лет и кто помнит старые, снятые часто кое-как ужастики из своего детства (привет зрителям прежнего СТС). Собственно, на эту ностальгирующую аудиторию Бертон и рассчитывает.
«Битлджуса» впервые показали на Венецианском кинофестивале в этом августе. Фильм смог заработать хороший рейтинг еще до выхода в массовый прокат (5 сентября), но мнения критиков разделились. Многие хвалят отсылки к 80-м (вплоть до устаревших эффектов), музыку и актерскую игру (а состав у фильма великолепный). Кто-то отмечает, что сюжет вышел так себе, а желание Бертона заигрывать со взрослой аудиторией оттолкнет молодое поколение. В итоге на Rotten Tomatoes у «Битлджуса 2» 77% свежести (неплохо, но могло быть лучше), а на IMDb – 7,2 из 10.
У фильма действительно есть проблемы, которые не позволяют поставить ему заслуженные 10 баллов. И, пожалуй, главный его недостаток – слишком крепкая связь с первой частью. Многие ли помнят, что там было в первой ленте 1988 года? «Битлджус», несомненно, является классикой, он принес Бертону известность благодаря своей оригинальности и дерзкому подходу. Многие смотрели его в детстве. И все же, спроси фанатов Бертона о его лучших фильмах, немногие вспомнят «Битлджуса» – его заслонили «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика» и «Суини Тодд». Рискованная история – делать продолжение фильма, который был снят так давно и сюжет которого, если и помнят, то смутно. Тим Бертон очень долго откладывал нового «Битлджуса» и решился на него только после провала «Дамбо». Со слов самого режиссера, «Дамбо» чуть не закончил его карьеру. У него были тяжелые отношения с «Диснеем», и после их разрыва Бертон, похоже, захотел сотворить что-то безумное и странное.
Оставим краткий пересказ первой части (он не заменит вам просмотр, но все же). В 1988 г. Тим Бертон рассказывал о супругах Мейтленд, которые ужасно погибли в самом начале фильма. Мейтленды стали призраками, по сути заточенными в своем поместье после смерти. Кузина миссис Мейтленд, Джейн, пользуется случаем, чтобы продать их дом Чарльзу и Делии Дитц. Хозяевам-призракам это соседство не нравится, и чтобы выгнать людей из своего особняка, они нанимают Битлджуса (тоже призрака) – как раз специалиста по изгнанию людей из мест обитания потусторонней силы. Сам же Битлджус одержим желанием жениться (что бы это ни значило) на Лидии, дочери Чарльза от первого брака, которая научилась общаться с призраками.
Итак, главное правило, которое нужно соблюсти зрителю нового фильма Бертона, – это посмотреть первую часть 1988 г. Неважно, что вы ее смотрели в детстве, 10 лет назад или год назад. Обновите воспоминания, посмотрите того «Битлджуса» снова – иначе вы почти ничего не поймете в версии 2024 г. Вообразите себя неподготовленным зрителем, который впервые пришел на балет, не зная сюжета постановки – многое ли вы поймете, не имея на руках программки? Так и в этом случае – убедитесь, что вы хорошо знаете, что было 36 лет назад. Если вас не смущает подобная подготовка и вы помните, какие хорошие были ужастики в вашем детстве – этот фильм точно для вас. Тим Бертон сходу оглушит вас атмосферой 80-90 гг. Эти затянутые, словно на коленке нарисованные титры, эта (сейчас устаревшая) постановка сцен, а какие эффекты – вырвиглазные по нынешним временам, но какие же очаровательные. Бертон умело воссоздает прошлое, набрасывая на него флер приятной ностальгии – и зритель наверняка почувствует себя ребенком, который боялся его фильмов, но все равно смотрел их перед сном.
Битлджус (в исполнении, как и раньше, Майкла Китона) пребывает в загробном мире в ожидании, нужно полагать, новых заказов на «биоэкзорцизм». Вместо этого его вызывает к себе следователь загробного мира (в исполнении Уильяма Дефо), который заявляет, что Битлджусу угрожает опасность. Когда Битлджус был человеком, он женился на прекрасной женщине, которая оказалась то ли ведьмой, то ли сектанткой и вознамерилась принести его, своего мужа, в жертву. Битлджус умер от ее руки, но успел убить ее тоже. И теперь его покойная жена (ее играет Моника Беллуччи) горит желанием найти его и отомстить. Битлджусу нужно спрятаться, и он решает сделать это в мире живых. Оказывается, что он по-прежнему одержим желанием жениться на Лидии (см. первый фильм), и та готова даже согласиться… в обмен на кое-что иное.
Лидия (ее снова играет Вайнона Райдер) очень изменилась после событий 1988 г. Теперь она называет себя медиумом и ведет ток-шоу «Дом с привидениями». Она по-прежнему видит призраков, пытается глушить свои видения таблетками, но ей мешает это делать ее навязчивый жених Рори. Он боится, что Лидия, на которой он зарабатывает, потеряет свои способности, а значит и большие гонорары. Позже Лидия узнает, что ее отец Чарльз погиб (немного черного юмора от Бертона). Ее мачеха Делия (Кэтрин О'Хара) уговаривает Лидию поехать в их старый особняк, тот самый, в котором происходили события первого «Битлджуса». Лидия соглашается. С ними в особняк едет и дочь Лидии Астрид (Дженна Ортега), у которой давний конфликт с родственниками. Астрид считает их сумасшедшими, а свою мать Лидию – еще и обманщицей, которая наживается на вере людей в сверхъестественное. К тому же Астрид категорически не нравится жених ее матери. Когда Рори делает Лидии предложение руки и сердца прямо на поминках ее отца, Астрид сбегает из особняка. Так девушка знакомится с Джереми. Они обсуждают Достоевского… а потом Астрид понимает, что он совсем не тот, за кого себя выдает.
Заграничным критикам меньше всего понравился сюжет – и их можно понять. Местами он кажется несколько рваным, некоторые сюжетные арки не работают, как нужно. Но при этом Бертон не делает второго «Битлджуса» банальным и предсказуемым. Штампы из развлекательного кино он развенчивает с легкостью. Черный юмор присутствует, он к месту. Сюжет, хоть и кажется местами запутанным, сохраняет баланс серьезности и веселья. Бертон часто забрасывает «ружья», но они не стреляют – или стреляют не так, как вам бы хотелось. За это тоже можно было бы поругать фильм – но подобная «небрежность» усложняет его, делает чем-то большим, нежели обычным забавным фильмом на вечер.
Главное, на чем держится качество фильма, – это умелая имитация стиля 80-х. И, конечно, актеры – все, за исключением Дженны Ортега, из прошлого. Критиковать «Битлджус Битлджус» совершенно не хочется. И, если вам это важно, это отличное кино для семейного просмотра. Детям понравятся юмор, забавный грим и «страшный» сюжет, а взрослые найдут много отсылок и порадуются оригинальности с нотками безумия. Приятно, что магия Бертона работает так же эффективно, как в нашем детстве.