Татьяна Сухарева получила известность после своего ареста в 2014 году: тогда она выдвигалась в Мосгордуму от СР с феминистской повесткой, но была арестована по обвинению в мошенничестве при продаже поддельных ОСАГО и в итоге осуждена на 5 лет колонии. «Мемориал» объявил ее политзаключенной из-за нарушений в ходе процесса, ЕСПЧ политический характер преследования не признал. В 2024 году Сухарева вышла на пикет к Госдуме против законопроект о запрете пропаганды чайлдфри, после чего эмигрировала в Грузию.
Недавно она связалась с правозащитником Александром Кимом, которому ЕСПЧ присудил не выплаченные РФ 16 тысяч евро за сломанный московским полицейским палец. Под постом с этой новостью на фейсбук-странице «Команды против пыток» Сухарева и предложила Киму отсудить у России назначенную компенсацию.
В дальнейшей переписке (есть в распоряжении редакции) Сухарева предложила Киму прибегнуть к ее услугам для обращения в суд в Грузии, которая как член ПАСЕ якобы могла бы потребовать причитающиеся ему средства – «как было с ЮКОСом». В дальнейшем диалоге с Кимом Сухарева предложила заплатить ей 2 тысячи евро за работу над иском, деньги якобы должны были бы вернуться после выигрыша в грузинском суде как издержки.
Сначала Сухарева предлагала требовать деньги в Европе с исполнительным листом из Грузии, но после сменила версию и предложила судиться уже с посольством России в Грузии. В третий раз версия изменилась после того, как оказалось, что его не существует, а у секции интересов РФ при посольстве Швейцарии в Грузии нет счета.
Тогда Сухарева вновь изменила план и попросила с Кима уже не 2000, а 500 евро за подачу иска в Турции или Армении. При этом она выслала ему проект договора, в котором вместо Турции появилась Молдавия, сумма опять изменилась, на этот увеличившись до 1000 евро, все обязательства свелись к «разработке правовой позиции и рекомендациям по направлению искового заявления», а споры было предложено решать в российском суде (и Ким, и Сухарева при этом живут вне РФ).
В ходе последующих переговоров Сухарева опять снизила сумму оплаты ее услуг сначала до 500, а потом и до 450 евро, но запросила не 2 тысячи евро в качестве «премии успеха» за выигрыш дела, а треть ото всей суммы возможного выигрыша.
В разговоре с «Сотой» Сухарева сообщила, что с 2019 года пишет обращения в ЕСПЧ («По 20 моим жалобам ЕСПЧ вынес постановления») и продолжает делать это «в защиту граждан Беларуси и России, которым грозит депортация из стран Европы». В 2019 году она оценивала свои услуги по подготовке жлоб от 20 до 50 тысяч рублей. Тогда же юридические жалобы она называла своим единственным заработком после «разрушения» предыдущего бизнеса.
По словам Сухаревой, получение денег с ЕСПЧ она обсуждала с 11 потенциальными клиентами, часть из которых в отличие от Кима пришла к ней сама. При этом, как подчеркнула Сухарева, для подачи исков она рассматривает страны, где у РФ есть коммерческое имущество (о Грузии она не упоминала).
Опрошенные «Сотой» юристы отвергли возможность получения присужденных денег ЕСПЧ таким образом: решения ЕСПЧ против России не могут быть принудительно исполнены за рубежом — ни напрямую, ни через переоформление как «права требования». Государственные активы защищены от ареста и взыскания. Национальные суды не признают решения ЕСПЧ как исполнительные документы, обход этого запрета через гражданские иски также невозможен.
В переговорах Сухарева подчеркивала, что ни одного подобного успешного кейса не существует.
Отметим, что до 2016-17 годов она была директором и учредителем трех брокерских фирм в различных сферах страхования и заключала агентские договоры по продаже полисов. До этого Сухарева числилась соучредителем инвестиционной компании «Империус»: сейчас один из ее бывших коллег стал банкротом, другой борется с феминизмом в Татарстане. В России продолжают работать две ее НКО: «Центр правовой помощи и просвещения» и «Женский голос».
Татьяна Сухарева. Скриншот из видео



