Спор невольно начал освобожденный 13 декабря политик и один из лидеров партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец. Он открыл сбор на свою деятельность, попросив 7 тысяч евро.
На них он планировал купить оборудование для ютюба, развить свой канал, а такое издать и презентовать книгу со своими рисунками, стихами и изречениями.
Отметим, что деньги сейчас уже собраны.
Однако другой недавний политзаключенный, участник «дела заговорщиков» Юрий Зенкович, подверг критике саму идею сбора:
«Эпоха грантовой стабильности закончилась. Закрытие USAID и уменьшение финансирования от крупных доноров означают конец старой архитектуры. А то, что осталось, успешно распределяется между структурами, которые много лет живут в логике грантового финансирования и не допускают конкурентов к своему столу (как говорят, "сокращение кормовой базы ведет к росту внутривидовой конкуренции"). <...> Можно и дальше считать общественную деятельность своей основной "профессией" и обращаться за поддержкой к таким же эмигрантам, как ты сам. А можно сначала встать на собственные ноги: пойти работать, обеспечить себя и семью, а уже потом заниматься публицистикой, политикой, YouTube или другими приятными для тебя делами.
Я для себя этот выбор сделал давно – еще в 2007 году, сразу после выезда в США, когда то еще не было мейнстримом, а гранты были доступными. Надо мной тогда смеялись. В том числе та же “Наша Нива” писала едкие материалы о том, что “бывший депутат работает развозчиком пиццы в США”.
Мой путь тяжелее. Но он дает независимость без необходимости каждый раз объяснять, почему тебе нужны деньги “на деятельность”. Он дает чувство внутренней свободы. Ты никому ничего не виноват. Твои деньги – это твои деньги. И ни один “распределитель доступа" к донорским средствам не может влиять на твою позицию — как бы он ни относился к тебе лично (а они будут скрежетать зубами и тихо тебя ненавидеть за твою независимость). <...>
Сегодня белорусская эмиграция - это не богатая диаспора. Это люди, которые потеряли страну, работу, имущество, часто – безопасность своих семей. Просить у них делиться тяжело заработанными деньгами, чтобы продолжать исключительно общественную деятельность – это вопрос личной морали и этики».
При этом Зенкович ошибся, посчитав, что сбор Северинца не будет успешным.
Напомним, ранее аналогичный спор разгорелся и в российской эмиграции после рассказа юриста Михаила Беньяша о том, что он пошел работать на капремонте домов и призыва присоединяться к заработку физическим трудом.



