Русорез, уничтожение украинцев и «Алга» — как война обнажила «национальный вопрос»

Согласно конституции РФ, на территории России проживает многонациональный народ. Специальная военная операция по денацификации Украины продемонстрировала, что многонациональность по нраву далеко не всем. Пропагандисты не понимают, являются ли русские и украинцы одним народом, ультраправые ждут «русореза», лидеры нацреспублик живут по своим правилам. 

«Русорез»

За время войны большую популярность приобрёл телеграмм-канал «Бульба престоловъ». Запущенный в январе 2022 года, канал является наследником другой «Бульбы престолов», существовавшей с 2018 по конец 2021 года. И если главным врагом первой «Бульбы» был Александр Лукашенко и «белорусизация Белоруссии», то теперь — российская номенклатура. «Бульба престоловъ» входит в большую когорту каналов, выступающих одновременно за войну и против Путина.

Автор (или авторы) канала считает Минские соглашения предательством, проблемы в армии — виной Путина и его окружения. Генерала армии Сергея Шойгу зовут «тувинским уёбищем» (26 упоминаний), Сергей Кириенко —  «израитель» (159 упоминаний фамилии, полученной при рождении, что, с точки зрения авторов канала, дискредитирует чиновника), генерал Суровикин — «генерал куколдон» (24), а Сергея Лаврова чаще называют «Калантарян» (59 раз).

Чаще оскорблений чиновников упоминается лишь слово «русорез» (296 раз). Впервые это произошло 16 января 2022 года — через 13 дней после запуска канала. На прошлом канале русорез упоминался 13 раз.

Русорез — это в прямом смысле уничтожение русских. Кстати, слово придумал не автор канала. В 2007 году его упоминал националист Константин Крылов, но в другом значении — так он называл людей, которые убивают русских. В общем, человек превратился в процесс.

Русорезом (и платформой для его начала) можно считать что угодно: создание нацотрядов в республиках, увеличение количества мигрантов, военный приказ, ведущий к гибели мобилизованных. Риторика «Бульбы престоловъ» приходится по душе русским националистам, которые выступают за войну, но не испытывают радости от «многонациональности российского народа», прописанного в конституции. 

Так, употребляющие это слово не готовы воспринимать чеченские и российские (русские) войска как что-то единое, поэтому прямо заявляют о невозможности их сосуществования или говорят о необходимости уничтожения этнических ОПГ во имя последующего союза.

Слово «русорез» можно встретить в репостах канала «Московская прачечная», постах «Moscow Calling». Использует слово и канал «Скурлатов Life», который ведёт Игорь Скурлатов (соучредитель Нацфонда развития регионов и приятель Игоря Стрелкова). Правда, меняется значение слова.

«Но есть ли стыд у тех, чья цель быстренько заключить мир с русорезом и сатанистом Зеленским?» — вопрошает Скурлатов, называя русорезом Зеленского.

Такая же риторика у канала «ЖИВОВ Z 🇷🇺 БИТВА ЗА ДОНБАСС», который сообщает, что «уничтожено 13 танков, 10 бмп, десятки пикапов и более сотни русорезов». Канал «Ярослав Белоусов 🇷🇺», рассуждая о чём-то неинтересном, пишет, что «через год они зиги кидать начнут и требовать русореза “на бис”».

По всей видимости, слово понравилось пропагандистам, но первоначальный смысл не вписывается в пропаганду. Возможно, для полноценного использования термина пропагандистам пришлось бы определиться со значением слова «русский», но это слишком сложная задача.

Украинская нация и её уничтожение

Специальная военная операция, призванная победить нацизм, неонацизм, фашизм, национализм и сатану, неожиданным образом привела к разговору о расовых чистках. Первым вслух об этом заговорил Пётр Акопов, в своей статье для РИА Новости предлагавший «решить украинский вопрос» (по аналогии с «еврейским») ещё 24 февраля. Спустя несколько дней колонка публициста была удалена с сайта.

При этом до сих пор непонятно, кем являются украинцы с точки зрения пропаганды. Например, Маргарита Симоньян в июне считала, что идёт гражданская война, в которой Россия поддерживает одну из сторон.

«Это гражданская война, в которой та часть украинцев, которые являются русофобами, антирусскими в том смысле, в котором фашисты были антисемитами, — она уничтожает другую часть своего же народа. А Россия просто выступает на стороне одной из воюющих сторон».

В начале 2023 года Симоньян говорит иначе.

«Мы не занимаемся уничтожением украинского народа. Мы занимаемся уничтожением нунчаков, при помощи которых возомнивший себя Брюсом Ли Зеленский пытается нам побольнее куда-нибудь под коленную чашечку ударить», — считает главный редактор RT.

Есть версия, согласно которой украинцы — это «оболваненные русские». Такой версии придерживаются командир батальона «Русич» и, по его признанию, нацист Алексей Мильчаков, Игорь Стрелков, Владимир Квачков, Дмитрий Песков.

Военно-политический эксперт Ян Гагин (советник Дениса Пушилина) объясняет, что Запад ссорит русских и украинцев с 1945 года — то есть это всё же разные народы.

Примерно такого же мнения и президент РФ Владимир Путин. Неудивительно, что про оболваненность украинцев писал и автор гей-фанфика «Альфа-самец. Мочи их, президент!» Роман Антоновский.

Но какого бы мнения ни придерживались пропагандисты о народах и их связи, они готовы поддерживать уничтожение людей.

«Военкор» Алексей Ларкин считает, что ракета, пущенная по принятой в состав РФ территории, убивает правильных людей.

Канал «Bovdunov» не понимает, почему кто-то жалеет мирное население.

Ольгерд Семёнов также уверен в том, что фильтрационные лагеря просто необходимы.

Блогер Владислав Угольный (которого военкоры ругали за критику Дениса Пушилина) в августе 2022 года написал в своём канале пост о необходимости уничтожения украинцев.

«Биологическое. Уничтожение. Украинской. Нации», — написал Угольный.

В том же посте он добавляет, что «вопрос нынче — в биологическом уничтожении украинской нации посредством ликвидации её лучшего генофонда, ушедшего на войну». В дальнейшем он регулярно возвращается к этой теме, но уточняет, что выступает за «биологическое уничтожение политической нации».

Российская пропаганда до сих пор не определилась, какие отношения между русскими и украинцами. Один народ, братские народы, разные части триединого народа — каждый пропагандист выбирает вариант по душе.

Национальные республики и их самоопределение

С начала войны региональные лидеры по-разному принимают в ней участие. Создание отрядов (сначала добровольческих, а после — на основе мобилизованных) — один из способов проявить вовлечённость. Главы нацреспублик в большинстве случаев дают название батальонам и отрядам не на русском языке. Учитывая любовь президента к «многонациональности», вряд ли Путин этому не радуется.

Глава Татарстана Рустам Минниханов на встрече с Путиным проверил, насколько президент знаком с татарским языком.

— Наши два батальона – «Алга» и «Тимер» – находятся в зоне СВО. — Путин: «Алга» – значит «вперёд». — Минниханов: «Алга!» – «вперёд», да. «Тимер» – это «железо», «железный».

Министерство обороны РФ в сентябре сообщило о «тувинском феномене».

«Мы используем наш национальный язык, а именно тувинский, чтобы в случае радиоперехвата противник не смог понять, о чем идет речь», — цитирует канал МО РФ инструктора отделения связи.

Собраны такие группировки, как якутский «Боотур», чувашский «Атал». Томский батальон назван «Тоян» в честь князя племени эуштинских татар, живших на берегу Томи в XVII веке (согласно переписи 2010 года, татары в Томской области составляют 1,6% — на 0,5% больше, чем украинцы).

При этом создание вооружённых объединений по этническому признаку ведётся не только в России, но и в Украине.

Так, в Башкирии собраны мотострелковые батальоны имени Минигали Шаймуратова и имени Александра Доставалова, в Украине — рота «Башкорт». Республика Чечня собирает несколько батальонов (в том числе «Ахмат»), тогда как на стороне Украины воюет не менее 8 чеченских батальонов.

Дополнительное измерение разговорам об этнических различиях придают разговоры о деколонизации и регионализме. По крови, по территории, по языку — формат разделения может быть каким угодно. В декларации о деколонизации, принятой на Форуме свободных народов России, используются все вариации для определения границ новых государств.

Телеграм-канал «Форум свободных народов постРоссии» в качестве проекта будущего предлагает полную «денуклеаризацию и максимальная демилитаризацию новых независимых государств построссийского пространства как залог безопасности и мира✌️». Репосты из дружественных каналов вновь намекают на моноэтничность предполагаемых государств.

«Многие, не поддерживая режим и его мерзейшую повестку, тем не менее любят Россию, не стыдятся и не отказываются от своей русскости, что в свою очередь (в случае если это действительно этнические русские) может вызывать только уважение», — сообщает об этносе канал  «Karjala & Saami».

Кажется, к 2023 году люди, имеющие паспорт РФ, подошли с максимально острым восприятием своей национальной принадлежности.

«Терминальная стадия разложения этноса»

О национальных вопросах в России высказываются и иностранцы — в том числе новоиспечённые.

«Т.н. „русский народ“ не способен сопротивляться и даже возражать. С ним можно делать все, что угодно, и использовать для любых своих «нужд», в том числе для абсурдных  и преступных. Этот народ безропотно отдаёт все свои права, все свободы, позволяет власти как угодно «вытирать о себя ноги».  Почему «рабское чувство» русских так обострилось именно сейчас — предмет отдельного разговора, но разумеется, режим будет беспредельно на нем  паразитировать», — рассуждает украинец Александр Невзоров.

Один из кураторов приватизации, а впоследствии зампред Правительства РФ и руководитель «Газпром-Медиа» Альфред Кох также недоволен народом. Бывший чиновник, ставший немцем (следовательно, и европейцем) рассуждает об этносе.

«Терминальная стадия разложения этноса. Смердящие останки некогда большого и сильного народа. Его убивали долго. Сто лет. Даже больше. И вот наконец убили. И он лежит посредине Евразии и смердит. По его телу ползают опарыши и выдают себя за него самого. А его уже нет... Сгинул в колхозах, в лагерях, в войнах... Остались только опарыши...» — написал европеец в апреле 2022 года.

Бывший советник министра сельского хозяйства РФ Константин Гаазе оказался «евреем из Казахстана».

Официальная пропаганда не понимает, кто такие русские и украинцы, но одобряет насилие в отношении украинцев. Националисты-имперцы не понимают, что с этим делать, но призывают убивать украинцев и бояться начала «русореза».

Представители национальных меньшинств вспоминают про свою идентичность, но делают разные выводы — одни идут (и гонят людей) в национальные батальоны, другие мечтают о независимой республике.