Привет. Меня зовут Виктория Литвин, я журналистка из Белгорода, и я заказала на себя материал у белгородского пропагандиста, чтобы узнать, как работают «сливные бачки ФСБ». Специально для SOTA рассказываю, как это было.
В Белгороде есть местный пропагандист — Владимир Бабин. Он пишет заказные материалы на чиновников, оппозиционных журналистов, активистов, да и вообще всех, за кого заплатят. В «ВК» у него 10 тысяч читателей, в «Одноклассниках» — около 7 тысяч. Раньше он также продавал посты, у него был свой сайт, а чиновники, как рассказывают уволившиеся работники пропагандиста, отмывали ему деньги через госучреждения, чтобы платить за компромат на конкурентов. Сотрудников якобы устраивали в бюджетные учреждения, но естественно они там не работали, а только получали зарплату. Время шло, пропагандисту стукнуло 70 лет, с заказчиками он поссорился и так остался только один со своими соцсетями.
В среде белгородских активистов и журналистов предполагали, что сейчас пропагандист берёт заказы от силовиков — больно уж много стало постов про оппозицию. Иногда про активистов появлялась непубличная информация, например, сообщалось о чьих-то отъездах из страны. Да и сам Бабин намекал в ответах мне на комментарии на связь с силовиками: говорил, что ничего просто так не делает, а ещё есть какой-то список «предателей». Но это было лишь подозрениями, догадками, слухами. Тогда я решила узнать, как это работает.
Специально дождавшись праздников, я написала Бабину от лица его куратора, который потерял доступ к основному аккаунту. Для правдоподобности я записала видео, где якобы в каком-то контексте говорю, что мне обнулили визу. Дело в том, что посольство отпечаталось в годе, выдав мне визу с 2029 года. Ошибку исправили, вклеили новую визу, а старую перечеркнули. И вот у меня в паспорте есть нормальная и действительно перечеркнутая виза. Но пропагандист-то о второй не знает, так что я записываю видео, где плачусь об обнулённой визе. А куратору, то есть мне самой, это видео попало через завербованного активиста, который и слил это. Вот переписка.
Я написала пропагандисту от имени его куратора. Он поверил и написал пост про меня по моей же методичке. А ещё сообщил, что обещанная премия в 100 тысяч — это «достойная плата за такую работу».
Дальше я решила заказать противного белгородского чиновника — Александра Логвинова. В свое время он грубил и мешал активистам в кампании по сохранению троллейбусов в Белгороде, так что послужил моей следующей «целью». Уже было понятно, что пропагандист просто продается, так что стало интересно — а какой у написанного предел бредовости? Или он всё что угодно сделает, лишь бы заплатили?
Оказалось, действительно сделает, лишь бы заплатили.
Легенда про чиновника звучала так: его скоро арестуют, потому что тот — «человек прошлого губернатора», тем более воровал и против войны выступал. Когда водители маршруток якобы собирали деньги на войну, то Логвинов, по нашей выдумке, отказался сдавать, ведь не понимает целей СВО и боится обстрелов.
В попытках узнать сумму гонорара, я допустила ошибку и пропагандист чуть было не понял, что это не его куратор. Судя по его сообщениям после разоблачения, ошиблись мы в методе оплаты. Предположительно, он может получать постоянную зарплату — этим вызвана его актёрская игра, когда он якобы не понимает, кто ему пишет. Но на вопрос «или по классике?», он косвенно подтверждает, что уже получал деньги за свои материалы. Разве что в виде зарплаты.
Но даже без надбавок и премий он соглашается написать заказуху на заместителя министра транспорта Александра Логвинова.
Вот этот пост, после разоблачения пропагандист удалил его. Но всё заскринено.
Чтобы уж точно получить такой весомый гонорар, белгородец даже рекламировал себя, но получалось плохо. Обещал сделать «конфетку» из материала, хвастался, что «такого никто не напишет», гордился, что «уже не первый год крошит врагов в капусту». Но деньги он всё же, конечно, не получил.
После выпуска видео на канале бывшего штаба Навального, где мы с Максимом Климовым, бывшим главой штаба, рассказываем о переписке, пропагандист пытается убедить всех, что, на самом деле, это он нас разыгрывал. Опубликуем еще немного переписки, чтобы вы тоже оценили этот шедевр.
В качестве продолжения розыгрыша, я сообщила Бабину, что на самом деле я не в Европе, а в Белгороде. Специально купила билеты, нашла похожий на Белгород дом в Европе, предложила встретиться. Но на этот раз он уже не поверил, да или просто побоялся выглядеть ещё глупее. Так что прямо сообщил — он будет писать про меня любые выдумки, ведь ему поверят.
Из плюсов — он даже не стал отрицать, что планировал получить деньги за публикацию заказухи на меня же. Но по сложностям в оплате (естественно мы не хотели ему платить за такое), якобы он выяснил подлог и именно поэтому запостил полностью выдуманный пост. И именно поэтому 71-летний пропагандист продолжил обзывать в личке 18-летнюю девочку, придумав гениальную кличку «Пирожок с дерьмом» (по названию моего личного канала в телеграмм, который называется «Пирожок с кринжем»). По итогам материала на главный вопрос пропагандист, к сожалению, не ответил.
Предположу, что такое могло произойти в любом регионе России. Принципы пропаганды везде одинаковы.