На днях в России возбудили уголовное дело против двух молодых людей, администрировавших телеграм-канал «НАЦДЕМ». 18-летнего Кирилла Никуленкова и 23-летнего Георгия Парамошина задержали четырнадцатого марта. Им вменяют п. «в» ч.2 ст. 282 — разжигание вражды и ненависти организованной группой. Рассказываем, чем занимается «НАЦДЕМ» и что сейчас известно о преследовании Кирилла и Георгия.
«НАЦДЕМ» — телеграм канал на 18 тысяч подписчиков националистической, антивоенной и оппозиционной тематики. Администраторы канала до задержания старались сохранить анонимность и вели деятельность под псевдонимами «Кеша» (Георгий Парамошин) и «Поморский» (Кирилл Никуленков). Кирилл — студент в колледже при САФУ в Архангельске, Георгий учился на юриста в Москве и работал репетитором по истории.
Канал появился в августе 2022 года. Его авторы изначально публиковали свои мысли об экономике, этнической преступности, феминизме и семейных ценностях. До этого, по рассказам друзей задержанных, те вели паблик во Вконтакте (ссылки на него не сохранилось) с аналогичной тематикой.
По словам одного из организаторов группы поддержки подозреваемых, представившегося псевдонимом Кант, деятельность администраторов «НАЦДЕМА» не ограничивалась распространением новостей и рассуждениями о политике. Так, молодые люди вели канал «Свободу Кудряшову!» в поддержку арестованного за возложение свиной головы к памятнику Ахмату Кадырову Дмитрия Кудряшова, организовывали передачки в СИЗО и финансовую помощь его семье. В соответствии с постами в канале, «НАЦДЕМ» организовывал антивоенные политические акции. 24-го и 25-го февраля 2024 года проводилась акция «ХВАТИТ» , приуроченная к двухлетней годовщине войны с Украиной. Сторонникам предлагалось расклеивать в своих городах листовки, рисовать граффити, вывешивать баннеры.
Авторы «НАЦДЕМА» также заявляли об «агитационном рейде» в поддержку осужденного за сожжение Корана и избитого Адамом Кадыровым в Чечне Никиты Журавеля, призывая читателей расклеивать подготовленные листовки. Кроме того, «НАЦДЕМ» поддержал акцию «Полдень против Путина».
В канале организовывались так называемые «раскачки». Как объясняет в разговоре с «Сотой» Кант, «Раскачка — процесс освещения информации о преступлениях, нарушениях закона или иных действий. В контексте “НАЦДЕМ” это о превышающих свои полномочия сотрудниках, преступлениях представителей диаспор Кавказа, раскрытии фальсификаций выборов». Таким образом «НАЦДЕМ», например, привлекал внимание к принуждению студентов «Новороссийского колледжа строительства и экономики» участвовать в плетении маскировочных сетей для фронта, распространял контакты и личные данные «банды армян», требуя привлечь к ответственности двух мужчин, ограбивших женщину-инвалида.
По словам Канта, у «НАЦДЕМА» было много сторонников, а авторы канала планировали открывать отделения по всей России. «Отделения должны были быть как дружины, которые пресекают преступления, развивают общество, так скажем. Делают Россию безопасным местом для всех», — описывает он планы авторов канала. Кант называет себя близким другом задержанных. Рассказывая об их взглядах, он категорически отрицает их предполагаемую приверженность экстремистским взглядам и разжигание ими ненависти. «Георгий, как и Кирилл, не поддерживал национал-социализм и имел продолжительный конфликт с нацистами, — заявляет он. — Они демократы во плоти, за светлое будущее».
Кант считает, что Георгий и Кирилл знали о вероятности уголовного преследования: «им приходили уведомления, что кто-то — ясное дело, центр „Э“ — пытался сделать дубликат симки и войти в их аккаунты». Также «НАЦДЕМУ» объявили войну провластные правые объединения. В особенности Кант выделяет «Акции Прямого Действия» — канал в телеграме, на днях закрывший доступ к своему контенту и чату, активисты которого писали на администраторов «НАЦДЕМА» доносы. Несмотря на схожее позиционирование, между националистическими организациями возник конфликт на почве отношения к действующей власти и войне с Украиной.
«Я предлагал детям блядей из нацдема извиниться и удалить посты про либералов и против СВО, а эти дети проституток думали что я шучу… В итоге он на бутылке, а я в очередной раз победил», — пост с таким содержанием появился в канале «Акций» после возбуждения уголовного дела на молодых людей. Согласно данным друзей Георгия, его опубликовал администратор ресурса Сергей Костяев.
Георгия и Кирилла задержали рано утром четырнадцатого марта в их домах: Парамошина в Москве, а Никуленкова в Архангельске. Группа поддержки обращает внимание на то, что Кирилл Никуленков при задержании был избит силовиками. Об этом рассказала его мать. Пятнадцатого и восемнадцатого марта состоялись первые суды по избранию меры пресечения. Георгия отправили под домашний арест на два месяца, а Кирилла взяли под стражу в Сергиево-Посадском городском суде, куда его привезли из Архангельска.
Кант утверждает, что пребывание в СИЗО опасно для Кирилла в связи с состоянием его здоровья. По его словам, у Никуленков сильная гипертония и он «находится в предынфарктном состоянии с риском отрыва тромба». Также собеседник «Соты» отметил, что Кирилл страдает от «тяжелой депрессии с суицидальными мыслями». Друзья молодого человека опасаются возможной попытки самоубийства в СИЗО, основываясь на предыдущем поведении Кирилла. «Поморский рассматривал вариант суицида в случае задержания», — вспоминает Кант.
Друзья Георгия и Кирилла о возбужденном деле знают мало — только вменяемую статью. Какие именно посты «НАЦДЕМА» стали официальной причиной преследования, пока непонятно. Интересы Парамошина будет представлять адвокат Роман Притулин. Согласно его заявлению, опубликованному группой поддержки, он начнет работать над делом двадцать второго марта. Кто является защитником Кирилла, группе поддержки пока что неизвестно.