Как стать бездомным: день открытых дверей в благотворительном фонде «Ночлежка»

За последний год в благотворительную организацию «Ночлежка» в Москве и Санкт-Петербурге стало обращаться больше людей. Об этом рассказали сотрудники проекта на дне открытых дверей 20 мая. Сейчас еще сложно сказать, с чем именно это связано – на увеличение обращений могли повлиять разные факторы, не только события в стране, но и запуск в 2022 году новых проектов (конкретные цифры появятся позже в отчете о деятельности «Ночлежки» за год и новую статистику предстоит проанализировать). 

Саша Монтегрю / SOTA
Саша Монтегрю / SOTA

Впрочем, «День широко распахнутых дверей», который прошел в московском и питерском отделениях «Ночлежки», проводился не для презентации годовой статистики и новостей, а для знакомства посетителей с повседневной деятельностью фонда. В Москве гостей встречали во дворе Ночлежки на Бумажном проезде бесплатным кофе и маффинами «Нетолерантного кафе» по дискриминационному расписанию (этот проект организации призван продемонстрировать гостям, как обидно оказаться на месте людей, которых считают ущербными по тому или иному признаку). Чаще всего (раз в десять минут) в кофе отказывали просителям в джинсах, в число которых попал корреспондент SOTA, а наличие часов, рюкзака и кроссовок увеличило срок ожидания кофе еще минут на сорок, и в результате времени на него уже не осталось. Зато удалось посетить благотворительную распродажу книг и сувениров в холле, экскурсию по приемному пункту и лекции. 


Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова рассказывала о женской бездомности (об особенностях этой проблемы ранее писала SOTA). 

Катя Зыкова
Саша Монтегрю / SOTA
Катя Зыкова
Саша Монтегрю / SOTA

Фотограф Катя Зыкова говорила о том, как помогать благотворительным организациям без сил, бюджета, регистрации и смс. Спойлер: без сил никак, потому что без сил с помощью другим точно ничего не получится, но если силы появляются, вариантов помощи уже больше, потому что даже репосты в соцсетях, как ни странно, работают, расширяя аудиторию благфондов (здесь волонтер напомнила статистику, согласно которой около 30% людей приходят в благотворительность только благодаря отзывам своих друзей, а основные платежи, на которых держится фонд, - те самые небольшие регулярные переводы по 50-100 рублей в месяц, про которые многим кажется, что это всего лишь капля в море).


Журналист Ирина Воробьева рассказывала о том, почему журналистам важно заниматься волонтерской деятельностью (все время уточняя, что речь идет про «нормальную журналистику, а не про то, что есть сейчас»). Журналистам это важно, чтобы в новом ракурсе видеть те общественные и социальные проблемы, которых касается деятельность чиновников, представителей бизнеса и политики, а главное – учиться видеть за этими проблемами людей и, сталкиваясь с их историями, не выгорать от невозможности изменить все сразу и трезво оценивать свои возможности и силы – написать статью, переводя историю из невидимого в видимое поле, тоже важно, даже если кажется, что героям сюжета от этого немедленно не стало лучше.

Саша Монтегрю / SOTA
Саша Монтегрю / SOTA

В перерыве между лекциями сотрудники приюта показывали приемное отделение, «неравнодуш» и прачечную и рассказывали о повседневной работе. В московском приюте, существующем уже два года, есть отделение на 20 мест – 12 мужских и 8 женских (такое неравное гендерное распределение объясняется статистикой – в приют часто обращаются мужчины, приезжающие в Москву на заработки и попавшие в сложные ситуации). Выбор клиентов, которые получают место в приюте, определяется конкретным запросом (если есть понимание, чего человек хочет и как ему могут помочь сотрудники приюта). Постояльцам выстраивают стратегию, в соответствии с которой они работают с юристами, психологами, восстанавливают документы, пытаются трудоустроиться, решить вопросы в жильем и тп. Средняя продолжительность проживания в центре – полгода, хотя иногда (например, в случае затянувшихся процедур восстановления документов) люди остаются здесь на более долгий срок.

Саша Монтегрю / SOTA
Саша Монтегрю / SOTA

Посетителей интересовало, появились ли среди клиентов организации участники военных действий или беженцы с Украины? И те и другие, действительно, появились, но пока обращения разовые. Положение беженцев особенно уязвимое, потому что они оказываются далеко от дома и теряют связи с привычным кругом общения, а это – факторы, влияющие на «индекс уязвимости» человека.


Тест «Индекс уязвимости», демонстрирующий, каковы шансы человека оказаться на улице, предлагали пройти всем посетителям. Сам по себе этот проект не новый – он был разработан на основе статистки питерского отделения «Ночлежки» шесть лет назад, поэтому результаты показывают шансы оказаться на улице в соответствии с реалиями Санкт-Петербурга 2017 года. Но факторы, влияющие на вероятность этого печального события биографии, остались прежними. Социальная работница фонда Маша Мурадова подробно рассказала о них, на примере историй из своей практики и опыта коллег поясняя, отчего многие стереотипы о бездомных («они оказались на улице из-за нежелания работать или алкоголизма») ошибочны или не вполне корректны.

Саша Монтегрю / SOTA
Саша Монтегрю / SOTA

Риск оказаться без крыши над головой выше у выпускников детских домов (из-за неприспособленности к жизненным реалиям), людей с судимостью (сложности с устройством на работу), тех, кто не имеет жилья в собственности и близких людей, готовых поддержать, если заболел или остался без квартиры. Во многих историях проблемы начинаются тогда, когда человек из-за болезней или пожилого возраста теряет возможность зарабатывать на аренду жилья. «Проблема одинокой, бедной, нищей, иногда бездомной старости в России стоит очень остро», - подчеркнула выступающая, пояснив, что даже в интернат нельзя попасть без постоянной регистрации (альтернативой интернатам могла бы стать программа поиска компаньонов тем одиноким пожилым людям, у которых есть жилье, но совсем нет общения и поддержки, но такие проекты еще очень плохо развиты в России).


Факторами риска становятся переезд, отсутствие регистрации в городе, где человек находится, долги по квартплате и кредиты, юридическая неграмотность – из-за последней кто-то лишается жилья при сделках с недвижимостью, кто-то не может получить положенную от государства квартиру, а кто-то не может выбраться из долговой ямы, потому что все заработанное списывается с карты в счет погашения долга за кредит (порой именно это обстоятельство – ответ на вопрос, почему бездомным просто не устроиться на работу). 

Социальная работница фонда Маша Мурадова
Саша Монтегрю / SOTA
Социальная работница фонда Маша Мурадова
Саша Монтегрю / SOTA

Как ни удивительно, в России до сих пор есть люди со старыми советскими паспортами, не успевшие вступить в российское гражданство, когда поменять паспорт было просто (сейчас эта процедура требует от полугода до года времени и настойчивости в общении с сотрудниками отделов полиции по вопросам миграции). Впрочем, в «Ночлежку» обращаются и те, кто вообще не имел никаких документов: например, героиня одной из историй в подростковом возрасте попала в колонию для несовершеннолетних, откуда ее выпустили со справкой об отбытии наказания, не заведя ей паспорт, и в дальнейшем много лет не могла получить этот документ, хотя регулярно попадала в тюрьму за «нереализованные попытки кражи» из магазинов. 


Порой бездомность обусловлена ментальными проблемами человека, последствиями пережитых потрясений и насилия (алкоголизм, даже если он действительно стал причиной, а не следствием бездомности, тоже зачастую связан с такими сложными моментами предшествующей биографии). 

Результаты теста вашего покорного слуги
Результаты теста вашего покорного слуги

Ответив на вопросы теста, корреспондент SOTA с грустью признал, что у многих его знакомых индекс бездомности за последний год заметно вырос: переезды; пребывание в незнакомом городе без регистрации и круга общения, в котором найдутся те, кто тебе поможет; сложности с документами и поисками новой работы, необходимость снимать жилье – все это теперь гораздо чаще становится реалиями нашей жизни. Правда, зачастую эти истории уже не про Россию, так что применять к ним статистику «Ночлежки» не очень корректно. Однако это тоже повод помочь тем, кто не сумел справиться с такими сложностями сам.