В четверг белорусские пропагандисты опубликовали «интервью» с 46-летним политзаключённым Юрием Зенковичем, осуждённым на 11 лет колонии усиленного режима по «делу заговорщиков», якобы планировавших «убийство Лукашенко и военный переворот в Беларуси» в 2020 году. В байнете прокатилась волна обсуждений изнурённого вида Зенковича, который потерял в весе до неузнаваемости. Российской аудитории личность этого человека малоизвестна, но заслуживает пристального внимания: скорее всего, он главный кандидат на новый обмен между Россией и США.
Кто такой Юрий Зенкович
Юрий Зенкович родился в Минске в 1977 году. Окончил Украинскую академию банковского дела Национального банка Украины в Сумах, получив высшее юридическое образование. С 1999 года — председатель Минского областного совета партии БНФ («Белорусский Народный Фронт» – старейшая оппозиционная либерально-консервативная партия, основанная в Беларуси Зеноном Позняком в 1988 году и расколовшаяся на две отдельные партии в 1999; ликвидирована в августе 2023 года по решению Верховного Суда), член Сейма и Правления партии БНФ.
Через год после «Джинсовой революции в Беларуси» (массовых протестов против фальсификации результатов на президентских выборах 2006 года) - Зенкович уехал в США. В 2011 году получил степень магистра американского права в Фордхэмском университете (Нью-Йорк). Жил и работал поверенным в штате Нью-Йорк с 2010 года. Юрий владел адвокатской лицензией и несколькими юридическими офисами, постоянно жил в Хьюстоне, и иногда приезжал в Беларусь, пользуясь своим двойным гражданством. Так, он прилетел в Минск в августе 2020 года и был арестован на 10 суток за участие в массовых акциях, которые отбывал в изоляторе Мядельского РУВД (Минский район), держа голодовку в знак протеста.
Вся приведённая ниже информация о деятельности «Клуба заговорщиков» известна общественности только из показаний Зенковича на суде в 2022 году, перед которым он длительное время находился в СИЗО КГБ; по фрагментам записей с Zoom-встреч так называемого «Клуба заговорщиков», по которым почти невозможно оценить подлинность выдвинутых следствием обвинений, и по выходящим у пропагандистов материалам, в последнем из которых сложно не заметить тяжёлое состояние политзаключённого. На этом видео Зенкович отметил, что уже три года у него не было встреч с адвокатом.
Мы сопоставили его заявления в новой работе пропаганды с той информацией, которая была известна ранее, и нашли ряд манипуляций фактами.
2020: Состав и планы «Клуба Заговорщиков»
Показания Зенковича в суде в 2022 году (единственного «заговорщика», который заключил сделку со следствием) описывают «Клуб» как участие в Zoom-встречах в 2020-2021 году, во время которых обсуждалось будущее Беларуси, возможные перемены в стране и радикальные предложения.
Зенкович признался, что являлся организатором «заговора», а отбор участников проводился только по протекции тех, кто уже находился в «заговоре», вопрос решался на коллегиальной основе.
Одним из участников «заговора» стал ещё один беларус с гражданством США – Дмитрий Щигельский (психиатр, в своё время поставивший Лукашенко диагноз «мозаичная психопатия»), с которым Зенкович познакомился в 2012 году и дружил семьями. Также в состав вошли и два других беларуса США: доктор наук Александр Перепечко и бывший сотрудник белорусского ОМОНа, боец ММА Павел Кулаженко.
Белорусского политолога и одного из самых известных интеллектуалов Беларуси – Александра Федуту – по словам Зенковича, пригласил по его просьбе Дмитрий Щигельский. Федута должен был объединить широкие слои оппозиции как эксперт по кадрам, который знает структуру власти после работы в Администрации Лукашенко и имеет большие знакомства. Отвечая на вопрос прокурора, что хотел Федута взамен в случае победы «заговорщиков», Зенкович сообщил, что он собирался курировать вопросы СМИ и реформировать избирательную систему.
Григория Костусёва, лидера БНФ, также пригласили в «Клуб». При этом Зенкович утверждал, что у Костусёва не было роли в «заговоре» и он не мог «делать серьезные шаги в Беларуси», не ставя в известность и не привлекая к этому руководство политической партии.
В число «заговорщиков» были приняты бывший член спецподразделения «Алмаз» МВД Беларуси Игорь Макар и, как он утверждает, руководительница организации «Наш Дом» Ольга Карач. На суде Зенкович уточнил, что был категорически против участия Карач «из-за её необязательности», а сама она отрицает своё участие во встречах.
В вышедшем в четверг фильме пропагандистов Зенкович перечисляет недавно освобождённого по помилованию Костусёва и направляющуюся с визитом в США Тихановскую среди прямых участников «заговора». Это противоречит его показаниям в суде.
2021: Таинственное похищение в Москве и тюрьма КГБ
В приговоре по «делу заговорщиков» 2022 года фигурирует информация о том, что с 5 по 12 августа 2020 года Зенкович «вёл поиск радикально настроенных граждан, в том числе и среди силовых структур», тем не менее он был задержан лишь год спустя, во время визита в Москву. КГБ Беларуси утверждало, что Зенкович пытался вербовать силовиков и оставлял им денежные закладки.
В новом фильме пропаганды сказано, что устранить Лукашенко должны были примерно за 10 млн долларов США: «вооружённым боевикам на территории Беларуси, военным, радикалам и на пиар от пропагандистов с целью подготовки населения к резкой смене власти». Отдавать таинственным спонсорам так и не найденные деньги якобы можно было предприятиями. Возможно, белорусские пропагандисты вдохновились недавними признаниями бывшей главы «Координационного совета» Ольги Ковальковой, которая, думая, что ей звонят от самого Ходорковского (на самом деле КГБ), предложила рассчитаться приватизацией белорусских заводов за свой политический пиар.
Ещё один кандидат в президенты 2020 года Валерий Цепкало после ареста Зенковича предлагал силовикам, согласным взять на себя «арест преступника №1» (Лукашенко), сумму в 11 млн евро. Деньги, по его словам, собрали бы с помощью краудфандинга.
11 апреля 2021 Юрий Зенкович отправился на встречу в Москве вместе с другим «заговорщиком» – Александром Федутой. 12 апреля менеджер отеля Nordic Rooms Hotel рассказал жене Зенковича о том, что того «скрутили» неизвестные в штатском, предъявившие сотрудникам отеля удостоверения спецслужб (КГБ, по словам белорусских пропагандистов, получил непосредственное разрешение от ФСБ России). Вместе с Александром Федутой «заговорщики» оказались в СИЗО КГБ в Минске. В тот же вечер в Беларуси были задержаны глава партии БНФ Григорий Костусёв и сотрудница минского юридического офиса Зенковича Ольга Голубович. Через две недели к списку задержанных добавили активиста Дениса Кравчука.
После этого КГБ и ФСБ заявили, что якобы предотвратили покушение на Лукашенко и его сыновей, а также раскрыли «государственный переворот». Некоторое время спустя по государственному телевидению показали фильм «Манкурты», из которого следовало, что за обвиняемыми долгое время следили спецслужбы, а военные, с которыми они общались, были подставными. По итогам слежки части участников предложили встречу с белорусскими силовиками в украинском ресторане в Москве, где их спровоцировали на произнесение заявления: «Задача номер один – устранить самого главного, задача номер два – блокировать внутренние войска, блокировать ОМОН». Сразу после встречи Зенковича и Федуту задержали.
В новом видео Зенкович заявил о планах использования младшего сына Лукашенко, Николая, в качестве заложника. Об этом он заявил впервые.
2022: Судебное заседание и приговор
На суде Зенкович заявил, что не верил в «свободные выборы» в Беларуси, и поэтому, по словам обвиняемого, нужен был «второй вариант, силовой». По одной из версий следствия, идею стрельбы из гранатомёта «Муха» по машине Лукашенко разработал некий украинский гражданин ФРГ Денис Хромов (Хофман) с позывным «Дис». Зенкович отметил, что такой план подавался другим человеком, а предполагаемый исполнитель, оппозиционер Николай Автухович, назвал задумку малопрофессиональной, и о ней вскоре было забыто.
В новой работе пропагандистов Зенкович по странной причине присваивает идею расстрела вертолёта Автуховичу и добавляет военный сценарий, где некие танки воинских частей должны были заблокировать Минск и резиденцию Лукашенко в Острошицком городке, уничтожая всех вокруг. «Дис» возвращается в план в случае провала плана убийства Лукашенко танками: якобы некие «радикалы Диса» расстреляли бы его вертолёт, за что были бы тут же ликвидированы Зенковичем на месте (в фильме он поясняет, что «дурной пример заразителен» и ему нужно было бы обезопасить себя от «украинца, для которого жизни беларусов не представляют никакой ценности», «который играет в игры украинских спецслужб»). Таким образом, если раньше «заговор» ассоциировали с массовыми протестами, теперь, три года спустя, его в духе времени связывают уже с военными действиями.
Также Зенкович на суде 2022 года заявил, что распространял дезинформацию о существовании неизвестных вооружённых групп и личных связей «заговорщиков» с генштабом Вооружённых Сил Беларуси после ареста Автуховича (по его словам – с целью «просеивания людей, на предмет лояльности к захвату власти»). Он отметил, что информации поверили как Офис Тихановской, так и белорусское КГБ.
В новой работе пропагандистов Зенкович покушается на деньги из резиденции белорусского диктатора для оплаты услуг военных, чтобы назначить их новой правящей «хунтой». При этом его рассказ сопровождается мрачной устрашающей музыкой и звучит версия прихода к власти семи «заговорщиков» из «трёх военных и четверых гражданских». Политзаключённый Зенкович подчеркивает, что «военным поручалась социальная сфера, поскольку «заговорщики» считали, что военные хороши в этих вопросах».
Свои взаимоотношения с кандидатами в президенты от оппозиции Беларуси в 2020 году Зенкович прокомментировал так: в штабе Бабарико его назвали старой оппозицией и заявили, что покажут, «как менять власть в стране», а для встречи с Тихановской требовалось «находиться на территории ЕС в присутствии литовских спецслужб», что стало невыполнимым для него условием. Зенкович также сказал, что к концу 2020 увидел, что Тихановская «проиграла всё, что можно».
В 2021 году КГБ Беларуси сообщил, что в общей сложности по делу о «захвате власти» проходят девять человек: Александр Федута, Юрий Зенкович, Григорий Костусев, Ольга Голубович, а также Дмитрий Щигельский, Александр Перепечко, Павел Кулаженко, Виталий Макаренко и Игорь Макар.
«Заговорщикам», которых удалось задержать на территории России и Беларуси, год спустя озвучили следующие сроки: Юрию Зенковичу — 11 лет колонии усиленного режима, Александру Федуте и Григорию Костусеву — 10 лет колонии усиленного режима; Денису Кравчуку и Ольге Голубович — два с половиной года колонии общего режима. Все они были признаны политзаключёнными. Все «заговорщики» из списка были внесены в список террористов, дополнительно туда попали Дмитрий Щигельский, Павел Кулаженко и Игорь Макар. Позже туда добавили и Ольгу Карач.
2021– 2024 Дальнейшая судьба «заговорщиков»
Виталий Макаренко отрицал, что на встрече с «заговорщиками» обсуждался какой-либо «заговор», и попросил политическое убежище в Украине.
В 2021 году «заговорщик» Игорь Макар, имеющий статус беженца в Литве, заявил, что встреча в Москве происходила под «гарантии безопасности Ольги Карач», ещё одной участницы «Клуба». Он назвал произошедшее «работой контрразведки». Летом 2022 Карач в свою очередь обратилась в полицию Литвы с заявлением о дискредитации (Игорем Макаром и белорусским СМИ «Наша Нива»); по её словам, было возбуждено, а затем закрыто уголовное дело и в данный момент она находится в стадии обжалования.В 2023 году Ольге Карач было отказано в выдаче убежища в Литве по соображениям национальной безопасности.
Участники прежнего состава «Клуба» Александр Перепечко, Дмитрий Щигельский, Ольга Карач и Павел Кулаженко сфокусировались на общественных дебатах и идее построения широкой горизонтальной коалиции среди беларусов зарубежья. Такие обсуждения под названием «Штаб объединённых сил» (ШОС) транслировались на многих медиа площадках до конца 2021 года и в них приняли участие следующие белорусские активисты: актриса Вера Хортон (Великобритания), юрист Антон Малкин (Германия), сотрудник полиции Михаил Кучеров (Люксембург), политолог Павел Усов (Польша), блогер Виталий Кондратенко (Украина), бывший член Объединённого Штаба Тихановской - Вероника Цепкало (Латвия), активист Сергей Другаков (Шотландия), автор канала Belarusiana Ярослав Григорьев (Литва) и ведущая Белла Фокс (Литва).
Первый же эфир закончился атакой со стороны издания «Наша Нива», которое выпустило статью о том, что диалоговая площадка якобы является «коалицией Карач». В ответ участники «ШОС» выпустили публичное заявление опровергающее такую информацию. Далее Беллу Фокс уволили с радиостанции «Унет», посчитав работу ведущей прямым политическим участием (на основании интерпретации «Нашей Нивы» и поскольку во многих СМИ Ольга Карач по неизвестной причине внесена в чёрный список). До этого проведение Беллой международных стримов и крупных оппозиционных митингов при проекте «Народных посольств» Светланы Тихановской – радиостанцию не смущало.
«Заговорщики» Дмитрий Щигельский и Павел Кулаженко вначале создали организацию «Супратив» в 2021 году, состоящую из «Дружин народной самообороны», «Киберпартизан» и организации «Буслы ляцяць» («Аисты летят»), а после начала военного вторжения в Украину вошли в состав Полка имени Кастуся Калиновского в ВСУ. Сегодня Дмитрий Щигельский является политическим представителем этого полка.
2024: Смена риторики пропагандистов
В выпущенном в четверг фильме главного телеканала Лукашенко БТ – появилась совершенно новая сюжетная линия, о которой не шло речи ни в предыдущем фильме «Манкурты», ни во время длительного судебного процесса. Это может говорить о том, что Зенковичу предоставили текст. Отвечая на вопросы журналистов, он многократно ссылался на то, что уже не помнит всех деталей обсуждений трёхлетней давности.
Фильм заканчивается в стиле белорусской мантры «абы не было войны», «как в Украине», и восхвалением Лукашенко как переговорщика, к которому Зенкович обращается с просьбой о помиловании. Этот тезис о спасении Беларуси от войны закрепляется Олегом Чернышёвым, заместителем председателя КГБ Беларуси.
Реакции на «интервью» властей США, а также граждан США из числа «заговорщиков» Дмитрия Щигельского и Александра Перепечко
Давая показания по существу предъявленного обвинения, Зенкович обратил внимание суда на законодательство США. По его словам, все видео, которое есть в материалах дела (видеоролики назывались «Сиреневенький бесперспективняк» и «Своими именами»), создавались на территории США, а в законодательстве этой страны нет наказания за создание такого видео.
В конце последнего фильма пропагандистов Зенкович утверждает, что с лета 2021 года он ничего не слышал от представителей США и якобы предполагает полное бездействие администрации Байдена. После чего рассказывает историю «как в кино» о приходе двух сотрудников ФБР и одного сотрудника ЦРУ со стуком в двери ранним утром, предлагающих ему работу на правительство США из-за…подозрений в работе на КГБ!
Комментируя появление Зенковича в инфополе, Дмитрий Щигельский заявил «Соте», что «узнал о своих переговорах с Израилем из фильма», так как никогда там не был и даже не имеет израильских друзей, а также впервые слышит про упомянутые Зенковичем «переговоры с Коломойским». Он также обратил внимание на то, что внешний вид политзаключённого свидетельствует о том, что он, скорее всего, «был многократно помещён в ШИЗО и объявлял голодовку».
Немедленной реакцией временно поверенного в делах Посольства США в Беларуси Питера Кауфмана стало следующее заявление:
«Я решительно осуждаю недопустимое изображение задержанного гражданина США белорусским режимом в государственных СМИ в пропагандистских целях и опровергаю безосновательные заявления, сделанные в программе. История использования режимом тактики принуждения для создания такого контента ставит под сомнение добровольный характер участия граждан США. У Госдепартамента нет более высокого приоритета, чем безопасность граждан США за границей, и мы продолжим выступать за улучшение ситуации с этим задержанным американцем. Я повторяю давнюю рекомендацию правительства США о том, что гражданам США не следует ездить в Беларусь, а находящимся в Беларуси следует немедленно покинуть страну».
О том, планировалось ли освобождение Зенковича в рамках сделки по обмену заключёнными между Россией и США (в результате которой из белорусской тюрьмы был также освобожден и гражданин Германии), не сообщается.
Александр Перепечко сделал через редакцию Соты следующее заявление:
«Узурпатор и диктатор выманили и взяли в заложники гражданина сверхдержавы. Три с половиной года пытают его, морят голодом, издеваются, не допускают к нему дипломатов этой сверхдержавы… Диктатор и узурпатор развязали варварскую войну против независимого европейского государства. Дела у них на этой войне идут, мягко говоря, не очень. Настолько «не очень», что в какой-то момент узурпатор молит сверхдержаву о гарантиях безопасности для себя и своей семьи. Его тюремщики написали соответствующий текст для томящегося в заключении гражданина сверхдержавы, заставили выучить этот текст и произнести на камеру».
Следует отметить, что почти все заявления Зенковича в фильме в точности повторяют нарративы пресс-службы Лукашенко последних дней, а в результате помилования на свободу в последний месяц удалось выйти 97 политзаключённым. В их число вошёл и Григорий Костусёв, у которого в заключении обнаружили онкологическое заболевание. Комментируя вышедшее «интервью», главная пропагандистка Беларуси Ксения Лебедева заявила, что связь Зенковича с Коломойским «подтверждается» тем, что он когда-то учился в Украине, а работа на ЦРУ – тем, что у него была адвокатская лицензия в США. С её слов, Зенкович входит в «обменный фонд», и на него должны поменять некоего высокопоставленного российского военного находящегося в украинском плену.
Пользователи телеграма обнаружили таинственную аудио запись пользователя, подписанного как «Дис», на которой он якобы обсуждает необходимость обращения к Коломойскому, тем не менее на ней отсутствуют ответы собеседника и невозможно определить в какой момент она произведена и с какой целью.
Это заявление может быть сделано и для связанных с ВСУ «заговорщиков» Дмитрия Щигельского и Павла Кулаженко – и для направляющейся с визитом в США Светланы Тихановской.