«Я горжусь тем, что не смолчала». Уголовное дело за возложение цветов

В Петербурге суд отправил в СИЗО 18-летнюю активистку Дарью Козыреву по статье о повторной дискредитации армии. Мы поговорили с друзьями Дарьи и рассказываем об одной из самых молодых политзаключенных России.

Дарья Козырева
Дарья Козырева

Вечером 24 февраля 2024 года в Петербурге, у памятника Шевченко, задержали Дарью Козыреву: она возложила цветы к памятнику цветы и наклеила на постамент плакат со стихотворением поэта «Завещание».

— Поховайте та вставайте,
Кайдани порвіте
І вражою злою кров’ю
Волю окропіте! — гласила надпись на плакате. Этот отрывок в переводе выглядит так:

— Схороните и вставайте,
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите.

Спустя два дня стало известно, что следствие увидело в действиях Козыревой дискредитацию армии и против нее возбудили уголовное дело. Суд закрыл первое же заседание по избранию меры пресечения из-за опасности разглашения тайн: следствия и государственной. Несмотря на доводы адвоката активистки, Рафаэля Полякова, суд отправил ее в СИЗО до конца апреля. После ареста Козыревой «Мемориал» признал ее политзаключённой.

Всего на активистку составили 4 протокола по статье о дискредитации армии, но до суда дошло только 2. Первый протокол о дискредитации на активистку составили за то, что 2 августа 2022 года Козырева вместе со своим молодым человеком, Денисом Гараджаевым, срывала наклейки литер «Z» и «V» с военной техники в парке «Патриот» в Кронштадте. Тогда их задержали охранники и передали полиции. Если дело Гараджаева комиссия по делам несовершеннолетних рассмотрела и оштрафовала его на 30 тысяч рублей, то по делу Козыревой комиссия не собралась.

Второй протокол на Козыреву составили за надпись на инсталляции «Два сердца», которую в 2022 году установили на Дворцовой площади в Петербурге Она символизировала побратимство разрушенного в ходе войны Мариуполя и российской северной столицы. Козырева написала на инсталляции: «Убийцы, вы разбомбили его. Иуды». Свой поступок Дарья объяснила тем, что не смогла пройти мимо лжи.

Арт-объект, посвященный побратимству с уничтоженным и аннексированным Мариуполем на котором появились слова «Убийцы, вы разбомбили его. Иуды».
Арт-объект, посвященный побратимству с уничтоженным и аннексированным Мариуполем на котором появились слова «Убийцы, вы разбомбили его. Иуды».

  — “Фарисеи, они осмелились поставить сердечко городу, который сами же захватили и превратили в руины. Это любовь жертвы и насильника, это настоящий иудин поцелуй – потому-то я и написала "Иуды". Я знала, что должна это сделать. На этом сгустке чудовищной лжи должна была появиться правда – и она появилась там”, — написала в своем письме из СИЗО Козырева.

В начале 2023 года на активистку возбудили уголовное дело о вандализме, но в тот же день переквалифицировали его в умышленную порчу имущества. Из материалов дела следует, что ущерб от надписи составил 250 тысяч рублей. Козыреву несколько раз вызывали в отдел по делам несовершеннолетних для дачи пояснений, а в марте 2023 года дело передали на доследование, больше о нем ей ничего не известно. Административное дело активистки о дискредитации комиссия по делам несовершеннолетних не рассмотрела, потому что не вновь собралась.

Третий протокол на активистку составили уже после того, как Козыревой исполнилось 18 лет, за её посты от начала марта 2022 года «ВКонтакте». В одном из них она рассуждает о нововведенном законе о дискредитации и фейках об армии. В середине декабря 2023 года суд оштрафовал активистку на 30 тысяч рублей, сама Козырева на заседании не явилась.

В начале января этого года Дарью Козыреву отчислили с первого курса медицинского факультета СПбГУ из-за административного штрафа. Она рассказала, что узнала о своём отчислении после того, как ей пришло письмо на электронную почту, и, в целом, подозревала, что её могут отчислить в том числе из-за антивоенных высказываний на её странице.

Последний протокол о дискредитации российской армии на Козыреву составили за возложение цветов к памятнику Шевченко. Молодой человек Козыревой, Денис Гараджаев, говорит, что оно стало неожиданностью не только для него, но и для Дарьи.

Мы оба совершенно не предполагали, что уголовное дело случится именно сейчас. Я был шокирован ещё тем, что ей вменили повторную дискредитацию. Она всегда понимала все риски, но 24 февраля, когда она вышла к памятнику Шевченко и наклеила стихи, мы не ожидали, что это дойдет вот до такой степени, — говорит Гараджаев.

Дарья и Денис познакомились в интернете в начале 2022 года. Их сплотили общие интересы и политические взгляды. Молодые люди интересовались революционными движениями ХХ века. Сама Козырева придерживалась левых взглядов — была марксисткой с антисталинским и антиавторитарным уклоном. Начало войны шокировало молодых людей, хотя Дарья чувствовала, что «признание республик» может привести к каким-то последствиям. В антивоенных митингах девушка не участвовала, потому что на тот момент ещё была несовершеннолетней и не хотела, чтобы у ее родителей были проблемы из-за ее действий.

В школе Козырева хорошо училась, а про себя говорит, что с детства была любознательной и читала не только художественную, но и научную или научно-популярную литературу. В 8 классе она сдала вступительные экзамены и поступила в Аничков лицей, где на 1 место ппретендуют 6-8 человек. 3 года подряд она была призёром заключительного этапа всероссийской олимпиады по русскому языку. Также в разные годы она становилась призёром регионального этапа по русскому, истории, обществознанию, география и экономики. Аничков лицей Дарья вспоминает с ностальгией, а годы обучения в нем называет «золотым временем». После начала полномасштабного вторжения России в Украину Козырева отчислилась из лицея из-за ухудшающегося эмоционального состояния.

Меня, конечно, подкосила война. Силы оставались только на то, чтобы листать новости и плакать. Новости о политзаключённых били в самое сердце. Пожалуй, если бы я тогда знала, что стану одной из них, мне было бы легче, — пишет Козырева.

После окончания школы Дарья продолжала интересоваться учебными дисциплинами. Она ходила на различные лекции по истории, обществознанию и астрономии. На одной из таких лекций в планетарии на Обводном Дарья познакомилась со своим нынешним другом, Олегом.

Она открытая, честная, смелая, никогда не врёт. Это качество, которое не у всех есть, поэтому ее все так любят и ценят. Она эрудированная, умная. Я, например, ей предлагал всякие задачки по астрономии, давая минимум теории, она очень быстро соображала, как их решать. Хотя такое же давал другим людям, и они не всегда понимали, даже люди опытные, — говорит Олег.

Дарья Козырева
Дарья Козырева

Они много переписывались и как-то раз выезжали с телескопом за город, чтобы посмотреть на звёзды. После ареста Олег пишет Дарье письма и приносил один раз передачку с вещами и продуктами в СИЗО.

Я предполагал, что Дарью могут арестовать, в такое время живём. У нас от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Никто не в безопасности, — говорит он. — Я очень сильно был расстроен и до сих пор подавлен от этого всего, но надо относится к этому всему стоически. Делать то, что можем. Мы можем писать письма, поддерживать ее передачами и надеяться на лучшее.

После суда Козыреву повезли сперва в изолятор временного содержания. В СИЗО №5, которое находится на Арсенальной улице, она попала первого марта и в полицейском спецтранспорте встретила другую политзаключённую – Александру Скочиленко.

Сашу я встретила тогда в автозаке – до сих пор хорошо в сердце воспоминания об этой встрече. Она такой тёплый, такой солнечный человек! Мы виделись мельком с тех пор ещё пару раз – и я надеюсь, что однажды мы встретимся на воле. Я очень этого хочу, — пишет Дарья.

Сейчас в СИЗО Козырева подружилась с сокамерницами, и они много общаются. Дарья говорит, что «с радостью примет свою судьбу» и пожертвует несколькими годами свободной жизни за возможность говорить правду.

Я поистине горжусь тем, что оказалась здесь. Я горжусь тем, что не смолчала, горжусь тем, что, раз уж я оказалась в тюрьме, я сделала всё, что могла, — говорит она. — Впервые совесть перестала терзать меня, корить за, быть может, немного преувеличенное бездействие, – ровно через 2 года с начала войны.

Козырева понимала, что может попасть в СИЗО из-за своих взглядов. По ее словам эта перспектива ее не пугала, а наоборот, успокаивала.

Ну, что у них хватит совести нагадить за Тараса Шевченко – это, признаться, стало для меня новостью. Подумать только — я в тюрьме за великого поэта XIX века! Истинный абсурд, давно достигший степени кафкианского, — пишет она. — Но мне жалеть не о чем. Тарас Шевченко — мой любимый поэт, а пострадать за своего любимого поэта – это отдельное удовольствие!