«Грешники» против Шекспира

В Лос-Анджелесе, в Samuel Goldwyn Theater в Беверли-Хиллз, сегодня объявили номинантов очередной, 98-й, главной мировой кинопремии «Оскар». Объявление оскаровских номинантов — мероприятие сугубо деловое, строгое, короткое, без красных дорожек, звездных нарядов и голливудских улыбок. Обычно список зачитывают известные деятели киноиндустрии, чаще всего — актеры. В этот раз маленькую церемонию провели актриса Дэниэль Брукс и актер Льюис Пуллман.

Список номинантов на главную статуэтку — за лучший фильм таков: «Битва за битвой» Пола Томаса Анлерсона, «Грешники» Райана Куглера, «Секретный агент» Клебера Мендосы Фильо, «Гамнет» Хлои Чжао, «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, «Сны поездов» Клинта Бентли, «Марти Великолепный» Джона Сэфди, «Франкенштейн» Гильермо Дель Торо, «Бугония» Йоргоса Лантимоса и «F-1» Джозефа Косински. Не сказать, чтобы сегодняшнее событие в Беверли-Хиллз принесло какие-то глобальные неожиданности, да их обычно и не бывает — в течение года общественное и профессиональное мнение подбирает значимые фильмы, и к объявлению счастливчиков первого этапа костяк более или менее готов.

Но и без сюрпризов не обошлось. Так, «Грешники» Райна Куглера установили рекорд по количеству номинаций за все время существования «Оскара», набрав таковых 16 и обогнав прежних лидеров – «Титаник» Джеймса Кэмерона, «Ла-ла-лэнд» Дэмиена Шэзелла и «Все о Еве» Джозефа Лео Манкевича, набравших по 14 номинаций. Такое внимание академиков к этой картине, и правда, неожиданно, хотя «Грешники» заранее и считались одними из главных фаворитов. Необычного тут то, что хорроры, как правило, не пользуются повышенной благосклонностью специалистов, несмотря на высокий художественный уровень, четкий смысловой посыл, прекрасные отзывы критиков и выдающиеся кассовые сборы (по итогам проката мировой бокс-офис «Грешников» составил примерно $368–369 млн.) — это лучший показатель среди всех номинантов. Тем не менее ни количество номинаций, ни кассовые сборы — еще не гарантия победы. Все-таки предубеждение против такого рода картин сохраняется, и, проголосовав за номинации, киноакадемики вполне могут отдать голоса за кого-то из конкурентов.

Главный конкурент «Грешников» – конечно же, «Битва за битвой». Для победы тут многое сошлось: четкий посыл, классическая выверенная драматургия, необидная сатира, отличные актерские работы. Это со всех точек зрения респектабельная драма, солидное по всем меркам кино, и его победа станет вариантом, который устроит всех. Ну, почти всех, разумеется.

Именно между «Грешниками» и «Битвой...» развернется основная баталия. Впрочем, не надо забывать, что есть еще изящный «Гамнет», у которого ровно в два раза меньше номинаций – восемь. Масштабное кино, конечно, всегда ценилось на «Оскаре», это не Каннский фестиваль, но в главную номинацию все чаще попадают и сугубо авторские картины, а «Гамнет» – фильм, с одной стороны, камерный, даже интимный (речь в нем идет о семье Шекспира, потерявшей сына, и тяжелом процессе принятия горя), но при этом стопроцентно зрительский, смотрится легко, а тема душевных сломов всегда равно привлекательна для зрителя и для эксперта-профессионала. К тому же в «Гамнете» без преувеличения выдающаяся роль у Джессики Бакли, актрисы интеллектуальной, нервной и сильной. Вот у нее, думается, в номинации «лучшая женская роль» конкуренток нет, хотя и Рената Реинсве («Сентиментальная ценность»), и Эмма Стоун («Бугония»), и Кейт Хадсон («Мелодия их мечты»), безусловно, достойны всяческих реверансов. Немного особняком стоит Роуз Бирн, сыгравшая женщину на грани нервного срыва в фильме Мэри Бронштейн «Я бы тебя пнула, если б могла». Если говорить о настоящей художественной конкуренции, роль Бирн интереснее, многограннее и сыграна, пожалуй, даже с большей актерской отдачей, чем роль Бакли. Но «Я бы тебя пнула...» не имел такого резонанса ни у критиков, ни в индустрии, ни у зрителей, так что, скорее всего, у Бирн против Бакли шансов не много.

Коли уж речь зашла об актерских номинациях, то упомянем и мужчин-фаворитов. В почетном списке — Леонардо ДиКаприо («Битва за битвой»), Тимоти Шаламе («Марти Великолепный»), Итан Хоук («Голубая луна»), Вагнер Моура («Секретный агент»), Майкл Б. Джордан («Грешники»). Все без преувеличения отменны, и назвать реального фаворита трудно. Практически невозможно. Самая сложная роль — у Итана Хоука, сыгравшего талантливого, но эмоционально нестабильного поэта и либреттиста, который оказывается в тени более успешного партнера. Очень тонкая работа, но сам фильм Линклейтера остался за пределами интереса киноакадемии. Ну да у таких фильмов — разговорных, ажурных — обычно и не бывает успехов на «Оскаре». Остальные четверо борются на равных. Моура уже победил на «Золотом глобусе», что говорит о пристальном внимании к этому бразильскому актеру, но он «чужой», у ДиКаприо — непростые отношения с «Оскаром» с его семью выдвижениями и лишь одной победой. Скорее всего, будут выбирать между Шаламе и Джорданом. Второплановые роли: мужские — Стеллан Скарсгард («Сентиментальная ценность»), хотя второплановой его роль назвать трудно, Шон Пенн («Битва за битвой»), Бенисио дель Торо («Битва за битвой»), Делрой Линдо («Грешники»), Джейкоб Элорди («Франкенштейн»). Женские — Эми Эдиган («Орудия»), Тияна Тейлор («Битва за битвой»), Эль Фаннинг («Сентиментальная ценность»), Инга Ибсдоттер Лиллеос («Сентиментальная ценность»), Вунми Мосаку («Грешники»).

«Сентиментальная ценность», «Марти Великолепный» и «Франкенштейн» получили по девять номинаций, «Бугония», «Сны поездов» и «F1» по четыре. «F1» об отставном гонщике «Формулы-1» с Брэдом Питтом в главной роли попал в список номинантов на главную премию для многих неожиданно: крепкий, но ничем особо не примечательный фильм не рассматривался наблюдателями в качестве одного из фаворитов. На «Золотом глобусе» он боролся за две второстепенные номинации, но не получил ни одной награды. Скорее всего, и на «Оскаре» он останется на обочине.

Многих удивляет, что фамилий в номинации «лучший режиссер» в два раза меньше, чем названий фильмов в номинации «лучший фильм». Если рассуждать логически — это действительно странно, ведь фильм своим качеством обязан прежде всего именно режиссеру. И если картина выдвинута на главную награду — как ее режиссер может не быть назван лучшим? Но на то существуют технические причины, связанные с регламентом голосования. Сам процесс отбора победителей в Киноакадемии долгий, запутанный и состоит из нескольких этапов и массы правил, через которые продраться непросто. Но если в двух словах: за главную награду голосуют все академики, и количество номинантов – 10. За остальные номинации голосуют по гильдиям, и тут количество претендентов ограничено пятью. Так что приходится выбирать, что действительно порой непросто, а по логике – странновато. В нынешний список номинантов на звание лучшего режиссера попали Хлоя Чжао («Гамнет»), Джош Сэфди («Марти Великолепный»), Пол Томас Андерсон («Битва за битвой»), Райан Куглер («Грешники»), Йоаким Триер («Сентиментальная ценность»). Как видим, остальные пятеро сняли потенциально лучшие фильмы, не будучи потенциально лучшими режиссерами.

Что касается «зарубежной номинации», то здесь, скорее всего, повезет Джафару Панахи с его «Простой случайностью»: академики любят простые фильмы, а учитывая нынешнюю ситуацию в Иране, они могут таким образом проявить солидарность. Правда, на церемонии «Золотого глобуса» умудрились ни звуком не упомянуть иранский кошмар и ни словом не выразить поддержку. Будем надеяться, «Оскар» исправит эту несправедливость.

И о россиянах. Мультфильм петербургского аниматора Константина Бронзита «Три сестры» номинировали на «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм». Это уже третья номинация на «Оскар» у Бронзита — раньше были «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». В титрах «Трех сестер» режиссер фигурирует под псевдонимом Тимур Когнов — это часть профессионального эксперимента, цель которого — проверить, смогут ли оценить фильм только по его качествам, а не благодаря уже известному имени.

Еще одна работа россиянина — «Господин Никто против Путина» — представлена в категории «Лучший полнометражный документальный фильм». Его снял бывший учитель школы города Карабаш в Челябинской области Павел Таланкин в сотрудничестве с американским режиссером Дэвидом Боренштейном (мы уже писали об этом фильме).