AP: «Африканский корпус» России в Мали насилует и убивает местных жителей

Малийцы держат плакат «Спасибо, Вагнер» в честь объявления Франции о выводе французских войск из Мали. Фото: Getty Images
Малийцы держат плакат «Спасибо, Вагнер» в честь объявления Франции о выводе французских войск из Мали. Фото: Getty Images

После гибели основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина его компания в странах Африки была заменена подразделением Минобороны «Африканский корпус» — в него перешли бойцы, потерявшие командира. По информации Associated Press, эти люди участвуют в массовых расправах над мирными жителями вместе с малийской армией.

Отметим, что еще в конце прошлого года Human Rights Watch сообщала, что вагнеровцы причастны к убийству как минимум 32 мирных жителей в Мали. Официально ЧВК «Вагнер» появилась в стране в 2021 году после военного переворота, вывода французских войск и прекращения миротворческой миссии ООН. Тогда малийская армия передала часть военных операций ЧВК Пригожина и, по информации журналистов, платила за ее услуги около 10 млн долларов в месяц.

Как пишет AP, за последние месяцы тысячи жителей северных районов Мали бежали в соседнюю Мавританию из-за зачисток, которые местные военные проводят вместе с российскими коллегами. Журналисты утверждают, что поговорили с тремя десятками беженцев — те свидетельствовали об обезглавливаниях, расстрелах, изнасилованиях и сожжении деревень, в которых «белые люди» (так местные называют российских военных) участвуют наряду с малийскими.

Беженка Фатьма из села Курмаре сказала AP, что у ее дочери случился «припадок», когда «белые» и малийские солдаты пришли грабить в их деревню и начали стрелять. Она отказалась вдаваться в подробности того, что с ней сделали мужчины, сказав, что «это останется между ней и Богом». Спустя несколько часов после налета женщина обнаружила, что ее сын убит, а брат тяжело ранен. Ее дочь, продолжавшая переживать припадки, скончалась по пути в Мавританию.

Другой беженец заявил, что насчитал 214 казненных или похищенных в его родном городе Лере при вагнеровцах. Когда те заявили об уходе из Мали, часть ранее бежавших людей решила вернуться — но зря. «Изменилось только название. [ЧВК «Вагнер» на «Африканский корпус» — ред.] Одежда, техника, люди остались прежними. Методы остались прежними, а то и хуже. Поэтому мы снова покинули дом», — сказал мужчина.

Женщина по имени Мугалоа рассказала журналистам, что военные схватили ее 20-летнего сына, спросили, видел ли он «боевиков» (сопротивления), а, получив отрицательный ответ, избили его и перерезали ему горло у нее на глазах. Несколько месяцев спустя те же люди вместе с военными вернулись, забрали у семьи все, что было — от скота до украшений — и увели ее старшую дочь в палатку. Тогда она схватила единственного оставшегося ребенка — младшую дочь — и убежала вместе с ней.

Большинство беженцев, с которыми говорило AP, принадлежат к народу фульбе (еще известном как фулани), его представителей власти Мали часто автоматически подозревают в связях с джихадистами. «Если ты не расскажешь армии, что видел джихадистов, армия тебя убьёт. Но если ты расскажешь им, джихадисты найдут тебя и убьют», — сказала журналистам Мугалоа.